09:3128 мая 201909:31
3610просмотров
09:3128 мая 2019
Только на топливном рынке установилась не очень ободряющая, но спокойная ситуация (все привыкли к выросшим ценам на бензин), как вдруг зазвучал набат: Независимый топливный союз (НТС) предупредил о новом скачке.
Бензинщики вангуют
За период с 15 апреля по 15 мая на СПбМТСБ на 23% выросла стоимость на бензин АИ–92 и на 18,5% на АИ–95. Цена на летний дизель за это время подпрыгнула на 23%. К началу недели 92–й торговался по цене 51 830 рублей за тонну (рост экспортной цены по отношению к 15 апреля составил 2,3%), а тонна 95–го продавалась за 62 765 рублей (netback +2%). Президент НТС Павел Баженов видит причиной торг между ВИНКами и правительством, который ударил по нефтепереработке: "ВИНКам удалось убрать требование к увеличению на 3% объемов обязательных поставок по отношению к показателям прошлого года, но увеличить компенсацию до сих пор не удается. Минфин жестко сопротивляется. Тем не менее переработка была загнана в минус, что привело к фактической остановке крупнейшего независимого Антипинского НПЗ, а в предбанкротном состоянии находятся еще 14 независимых НПЗ. Теперь пришла очередь независимых АЗС. Так что готовимся к новому витку кризиса и дальнейшей борьбе за выживание".
Ответ о безосновательности бить тревогу поступил спустя 5 дней: "Биржевые цены, как и ожидалось, немного поднялись в связи с тем, что и мировые цены на моторное топливо немного поднялись. Но сегодня это преждевременная тревога. Тот уровень биржевых цен, который есть сегодня, обеспечивает достаточную маржинальность для розничного сегмента. Оснований для такой тревоги нет", — сказал вице–премьер Дмитрий Козак. Его поддержали и в ФАС; в ведомстве подчеркнули, что динамика в любом случае не перепрыгнет инфляцию. Однако похожая история наблюдалась в прошлом году перед взрывным ростом цен — парировали в НТС и предложили четыре варианта развития событий.
Первый: резкий рост цен на заправках после 1 июля (когда вступит в силу продление договора о заморозке розничных цен на топливо) и снижение правительством акцизов. Второй: ручная заморозка цен — что приведет к массовому банкротству НПЗ. Более оптимистичный вариант — корректировка демпфера до состояния "сразу бы так", который будет работать только при условии, что в мире ничего не изменится (а при бодрости духа соседних стран в скандалах это маловероятный сценарий). И для полного набора фигура четвертая — идеалистическая: системная реформа, при которой акцизам — отмена, а розничным ценам — свобода. Однако правительство, как давно заведено, крепко держит в уме фактор увеличения бюджетных доходов.
"Конечно, необходима либерализация розничных цен. Создание резервного топливного фонда важно не только по нефтепродуктам, но и по нефти. Если стратегический резерв по нефтепродуктам необходим для сглаживания резких ценовых колебаний, то нефтяной резерв — для таких аномальных ситуаций, как, например, техногенная остановка перекачки в связи с превышением нормы хлорорганических соединений в нефти. И, конечно, конкуренция является важным фактором формирования на российском внутреннем рынке сбалансированных оптовых, мелкооптовых и розничных цен и маржинальности нефтеперерабатывающих заводов", — комментирует исполнительный директор "НААНС–МЕДИА" Тамара Сафонова.
Однако нефтекомпании получили от ФАС тычок носом — за невыполненные поручения вице–премьера Дмитрия Козака о стабилизации топливных цен на внутреннем рынке. По договоренности, предприятия должны были на 2% увеличить поставки на него бензина и дизельного топлива. Однако в полной мере это условие не соблюдено, вместе с тем увеличились объемы экспорта. Как отмечают в ФАС, полностью не выполнила обязательства "Роснефть", а "Газпром нефть" увеличила поставки только дизеля. "ЛУКОЙЛ", в свою очередь, и вовсе не стал повышать объемы поставок ДТ.
Учите уроки
К вящему азарту нефтяных игроков не заканчивается катавасия с "зараженной" (новоявленный эпитет) российской нефтью. Фокус от вопроса "Кто виноват?" уверенно сместился к "Сколько заплатят?". "ДП" уже писал, что Белоруссия навскидку оценила ущерб от коктейля нефти с хлорорганикой более чем в $100 млн (с множителем "несколько"), а Минэнерго развернуло заветную для белорусов галочку в обратную сторону — и вышел российский "долг" в сумму менее $100 млн. Ловкость расчетов без лишней математики.
Но не успели стороны договориться о размере компенсации, как Белоруссия постучалась к Казахстану за его черным золотом взамен "испорченного" российского. Казахстан, разумеется, с широкой улыбкой заявил о готовности к поставкам — сейчас белорусы берут черное золото в небольших объемах. Так, в 2018 году из страны утекло всего 6,7 тыс. т (по дорогой железной дороге). Для сравнения: Россия по контракту будет давать до 2024 года в 3,5 раза больше. Встает вопрос о соотношении желаемого с возможным, и перевес явно не на правой части весов. "Россия экспортировала в 2018 году более 260 млн т нефти, из которых только 9% пришлось на поставки в Белоруссию. По нашим оценкам, Казахстан сможет поставлять в Белоруссию не более 6–7 млн т в год, однако для поставщика возникают ценовые риски: Белоруссия будет требовать скидку к рыночной цене, в то время как Казахстан легко может продать свою нефть в Европу на рыночной основе, — считает заместитель руководителя информационно–аналитического центра "Альпари" Наталья Мильчакова. — История с "Дружбой" для России может обернуться небольшой, но все–таки потерей примерно 0,5–1% рыночной доли в Европе. Страны–импортеры имеют право на поставки качественной нефти, и вполне логично, что они могут начать диверсифицировать поставщиков. Хотя, безусловно, о вытеснении России с европейского рынка речи не идет. А "Транснефть" должна будет извлечь необходимые уроки из случившегося".
Следующим этапом следует договоренность России и Белоруссии об очистке "Дружбы". К 10 июня 1,2 млн т "загрязненной" нефти выдавят из нефтепровода обратно в Россию. Затем ее будут подмешивать к чистой нефти — не превышая допустимую концентрацию хлора.
И это нормально
На международной арене продолжается все тот же спектакль (торговый баттл США vs Китай, санкции США в адрес Венесуэлы и Ирана) с новым поворотом — США наращивают импорт российской нефти. Как сообщил Bloomberg, ссылаясь на управляющего партнера инвестбанка Caracas Capital Market Расса Дэллена, в первой половине мая в американских портах разгрузились 13 танкеров из России общим объемом 5 млн баррелей черного золота. Нетрудно догадаться, что тому причиной запрет импортировать венесуэльскую и иранскую нефть, а также исполнение сделки ОПЕК по сокращению добычи — в апреле все участники выкачивали на 440 тыс. б / с ниже согласованного уровня — 44,3 млн б / с. Согласно последнему отчету МЭА, страны, не входящие в ОПЕК, суммарно сократили в апреле поставки на 151%. Россия снизила их на 70 тыс. б / с, до 11,56 млн б / с (сделка выполнена на 80%). Страны картеля в среднем выполнили сделку на 131%. Таким образом, в целом условия сделки оказались перевыполнены на 137%.
"Санкции США к Ирану и Венесуэле привели к увеличению дефицита на рынке тяжелых сортов нефти, что выражается в росте премий на российский сорт Urals. Скорее всего, высокий темп импорта нефти из России в США продолжится до прояснения ситуации по поставкам нефти из Ирана и разрешения ситуации с Венесуэлой, то есть как минимум среднесрочно. Ограничивать высокий спрос будет снижение переработки на американских НПЗ в случае сильного замедления экономики", — считает аналитик по товарным рынкам "Открытие Брокер" Оксана Лукичева.
Скупка нефти из российских недр американцами — тенденция для нашей экономики радостная, если мыслить в коридоре полученных долларов. И вдруг официальный выпад в адрес "партнеров", которые якобы вернулись к импорту санкционной венесуэльской нефти: "Нормально? Нормально. И вот так каждый раз. Всех на что–то подбивают, потом меняют маневр на 180 градусов, кидая тех, кто прогнулся", — пишет в "Фейсбуке" официальный представитель МИД РФМария Захарова, комментируя новость по данным Минэнерго США.
Если посмотреть еженедельные отчеты МЭА, то, действительно, с 10 по 17 мая Венесуэла экспортировала в США 49 тыс. б / с. С одной стороны, эти цифры выглядят несколько странными на фоне призывов американских представителей к мировому бизнес–сообществу не вести дела с правительством Венесуэлы. С другой — стоит ли такой резкой реакции капля нефти из страны, правительство которой в немилости у лидера американской нации? Источник в СМИ "поймал" США на импорте 49 тыс. б / с — это всего 0,8% от общего объема за неделю. При этом в мае 2018 года из Венесуэлы поступало 17 млн б / с. Видимо, принцип "ни капли в танкер" забывается быстро — как только в США наметился дефицит.