В Пулково завершили половину работ по переподключению стоков к системе "Водоканала", что позволит минимизировать попадание загрязнений в реку Новая. "Воздушные ворота Северной столицы" намерены доказать, что претензии природоохранных ведомств к аэропорту были беспочвенны, а поиск причин экологических проблем и ответственных за сложившуюся ситуацию следует продолжить.
Управляющая компания аэропорта Пулково "Воздушные ворота Северной столицы" (ВВСС) приблизилась к завершающему этапу переподключения сточных вод из канала Новый в централизованную сеть "Водоканала". Работы ведутся с опережением графика на 2 недели. Сейчас выполнено 50% от намеченного плана, полностью все готово будет к концу июля. Об этом 29 мая сообщил заместитель генерального директора ВВСС Денис Павшинский.
Контракты с подрядчиками, задействованными аэропортом на данный момент, обошлись в 70 млн рублей. Дополнительно заключен договор с городским "Водоканалом". Эксперты предприятия помогут выбрать окончательный метод обезвреживания реагентов, необходимых для предполетной обработки самолетов и взлетно-посадочной полосы. Весь комплекс модернизации очистных сооружений предусматривает вложение более 220 млн рублей.
По российской технологии
По информации ВВСС, большая часть программы снижения экологического воздействия на водную систему реализована. Компанией закуплены аэродромные пылесосы для сбора остатков противообледенительных материалов, смонтированы специальные приемники жидкости, усилен контроль за стоками. Осталось уложить трубы, подключиться к сети "Водоканала" и обновить действующие очистные сооружения.
"Приостановление ВВСС водопользования каналом даст возможность провести более глубокие исследования для определения причин неудовлетворительного экологического состояния реки Новой", — заявили в управляющей компании.
Директор департамента анализа и технологического развития систем водоснабжения и водоотведения "Водоканала" Ольга Рублевская уточнила, что специалисты городского предприятия обследовали дренажную систему Пулково и приступили к испытанию одной из пилотных установок, которая предполагает поэтапный контроль эффективности очистки стоков.
"По результатам исследования выявлено, что в связи с развитием аэропорта нагрузка на существующие очистные сооружения выросла. В перспективе ожидается еще большее увеличение нагрузки. Соответственно, действующие сооружения не могут выполнять требуемого качества очистки поверхностных стоков. Из-за этого наблюдается превышение параметров по выпуску в реку Новая", — отметила Рублевская.
В "Водоканале" признают, что стоки с петербургского аэропорта состоят из специфических загрязнений, нехарактерных для остальной части Петербурга. Речь идет о веществах, содержащихся в авиареагентах и нефтепродуктах: этиленгликоль, пропиленгликоль, натриево-калиевые соли уксусной и муравьиной кислоты. Чтобы определиться с выбором технологии обезвреживания стоков и перейти к масштабной модернизации, необходимо провести тестирования.
"Одна из технологий российского производителя уже тестируется на площадке ВВСС. Основная цель — найти основное решение, которое позволит разложить эти сложные соединения до более простых форм", — добавила Ольга Рублевская.
Любое технологическое решение подразумевает предварительную механическую очистку стоков и строительство резервуаров, где может храниться потенциально опасная жидкость. Разработку этой системы выполняет институт ГУП "Ленгипроинжпроект". Как рассказал замдиректора предприятия Андрей Поздеев, наиболее оптимальный вариант системы очистки — двухступенчатый. Первая часть будет отделять песок и мелкий мусор, вторая — фильтровать и обеззараживать. На выходе стоки пропустят через ультрафиолет. Проектную документацию для дальнейшей модернизации подготовят к концу нынешнего года.
В поисках крайнего
По мнению заместителя директора Института озероведения РАН Сергея Кондратьева, определить исток реки Новая практически невозможно, а негативное влияние на ее экологию оказывает не только Пулково.
"На водосборной территории реки расположена животноводческая ферма, в которой есть очистные сооружения. В аэропорту они тоже были, но не работали. А работают ли они на ферме, никто не проверял. Кроме того, дрены от пасущегося скота и с сельхозполей, на которые вносятся удобрения, напрямую идут в реку Новая. На водосборе также находится свалка. Что с нее течет, никто никогда не смотрел. Туда же идут стоки с отстойников, расположенных вдоль КАДа", — указал эксперт на круг возможных загрязнителей.
Сергей Кондратьев полагает, что после перекрытия стоков в реку Новая проблемы все равно останутся. "Тогда комитету по природопользованию придется снова искать кого-то крайнего. Но штрафовать его так, как аэропорт, вряд ли удастся", — рассуждает ученый.
Как ранее сообщал "ДП", департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу подал в суд на ООО "Воздушные ворота Северной столицы". Надзорный орган потребовал возместить ущерб за сбрасывание сточных вод в реку Новая. Сумма претензий составила 162,66 млн рублей. "Через выпуски предприятия в канал, а далее в реку осуществлялся сброс загрязняющих веществ, входящих в состав жидкостей для обработки воздушных судов от обледенения", — объяснили свои претензии в ведомстве.
На прошлой неделе, 23 мая, прошло очередное заседание Арбитражного суда Петербурга и Ленинградской области по совместному иску комитета по природопользованию и Росприроднадзора о принудительном прекращении использования канала для сброса сточных вод. "Представители ООО "ВВСС" продолжают выбранную политику затягивания процесса, представляя суду все новые и новые документы, заключения, зачастую не имеющие прямого отношения к делу, настаивая на проведении дополнительных исследований, судебных экспертиз, несмотря на то что постановления о привлечении ООО "ВВСС" к административной ответственности по фактам нарушения требований водного законодательства, которые и легли в основу исковых требований, вступили в законную силу", — отметили в Смольном.
Комитет по природопользованию и Росприроднадзор продолжают настаивать на необходимости принятия судебного решения о прекращении сброса загрязненных вод в реку Новая. Следующее заседание по делу назначено на 21 июня.
В середине мая оператор объявил о создании фонда в размере 100 млн рублей для разработки и реализации решений по очистке реки Новая. Письмо с предложением собрать единую рабочую группу также было направлено врио губернатора Александру Беглову.
Ранее стало известно, что в отношении экс-гендиректора управляющей компании Пулково Владимира Якушева возбудили уголовное дело из-за загрязнения реки. Этому событию предшествовала встреча председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина и представителя муниципального образования Ульянка. Он пришел на личный прием главы СКР и от лица местных жителей, обеспокоенных загрязнением реки, попросил привлечь к ответственности всех виновных.