Зачем столько представителей АПЛ пробилось в еврокубковые финалы.
Сразу четыре английских клуба на два еврокубковых финала за неделю! Это слишком много или так устроен весь современный футбольный мир?
Восемь лет назад, еще до Крыма и прочих "битв народов", один из сотрудников мюнхенской "Баварии" высокого звена попросил: "Сможете написать так, чтобы на наш товарищеский матч с "Зенитом" пришел полный стадион?" Конечно, сможем. Во всяком случае, написать. Без гарантии.
"Бавария" приехала в Петербург в полной уверенности, что уж 20 тыс. зрителей на ее матч, пусть и товарищеский, придут. Оказалась разочарована. Но вслух говорить не стали. Просто в последующие сезоны немцы плавно переключили свое маркетинговое внимание на Китай и США, назвав Россию даже не пятой страной своего интереса. Повторим: Крым был вообще ни при чем — до него оставалось 3 года.
Английский футбол звучит в России громче, чем немецкий, — это маркетологам "Баварии" приходилось признавать всегда. Финал Лиги чемпионов 2008 года вызвал интерес, сравнимый с тем, что мы видим в глазах персонажей на полотне художника Иванова "Явление Христа народу". "Челси" и "Манчестер Юнайтед" затеяли упрямое перетягивание каната, закончившееся серией пенальти.
Если бы на своей попытке не поскользнулся Джон Терри, неизвестно еще, в каком предрассветном часу та игра бы закончилась.
Завтра в Мадриде предстоит первый с тех пор английский финал, "Ливерпуль" сыграет с "Тоттенхэмом". Один бренд давным–давно эффективно работает на мировом рынке, второй вышел на него лишь лет пять назад, когда в руководстве клуба произошли изменения и новые люди усвоили правило: не столь важно, какие приобретения ты делаешь, но важно, чтобы болельщики впечатлялись цифрами. В противном случае они решат, что у боссов нет амбиций и они не хотят бороться за Лигу чемпионов.
Собственно, сама борьба за Лигу чемпионов для британских клубов стала бутафорской. Не говоря уже о Лиге Европы, где "Арсенал" в минувшую среду сыграл так, будто уже уехал на межсезонные сборы. Проплешины в поле бакинской арены и незаполненные трибуны добавляли антуража фейковости, хотя бывший президент УЕФА Мишель Платини ратовал за то, что отдаленные регионы должны испытать радость от футбола. Но дело даже не в Баку, вокруг которого британские СМИ раздули скандал (болельщикам не долететь, никто не знает, где это находится). Разборки британских клубов интересны исключительно в Англии и еще всемирно по телевизору — не более того. Это результат агрессивного маркетинга, который в последние годы проводила Премьер–лига. Печальный? Нисколько.
Культовый клуб "Астон Вилла", вышедший на неделе в Премьер–лигу после трехлетнего пребывания в низшем классе, заработал на этом около 200 млн евро. И это совсем не мало, если сравнить с теми призовыми, что УЕФА предлагает за победу в Лиге чемпионов. Выход в финал сам по себе принес "Тоттенхэму" и "Ливерпулю" по 15 млн евро, победитель получит еще "аж" 4 млн. Лучшая команда попадет в Суперкубок (выставочный матч, который проводят то в Таллине, то в Скопье), дадут еще 3,5, в случае победы накинут 1 млн. Есть еще некий маркетинговый пул УЕФА, но и там получается если не на мороженое, то на скромный обед в ресторане. "Астон Вилла", недавно еле–еле погасившая долги, усмехается в статусе одной из первых команд Чемпионшип (второй по уровню футбольный дивизион Англии). "Ливерпуль" и "Тоттенхэм" сегодня прилетают в Мадрид для того, чтобы развлечь миллионы телезрителей и, о счастье, собственных болельщиков. Тем англичанам, что болеют за "Арсенал" и "Челси", на первый взгляд повезло меньше — в Мадрид, в отличие от Баку, летает много ирландских реактивных самолетов. В столице Испании гости попьют и поедят, но выглядит она при этом странно — ни "Реал", ни "Атлетико" до финала не добрались, и кажется, что решающая игра главного европейского турнира значит здесь не больше, чем выпуск новостей. Как специально, ареной финала выбран новый стадион "Метрополитано", расположенный около аэропорта, на пустыре, который как назло выжгло солнце. По большому счету, англичане могут прилететь в день игры, переночевать в одном из многочисленных отелей в "зоне прилета" и убраться наутро восвояси. Кому окажутся нужны огромные баннеры Madrid 2019 в центре города, совершенно непонятно.
Но современный футбол — он такой. Безвозвратно.
Иван Жидков, главный редактор Sportsdaily.ru, специально для "ДП"