Правительство Ленобласти уверяет, что за год число субъектов малого и среднего бизнеса выросло на 4 тыс. и достигло 59 584, а их оборот — на 118,4% (равен 628,6 млрд рублей).
Количество занятых в сфере МСП Ленобласти за год прибавилось на 5 тыс. и составило 197 тыс. человек.
В регионе меняется принятая в 2017–м стратегия развития отрасли до 2030 года. Исполнительный директор Ленинградской областной ТПП (ЛОТПП)Игорь Муравьев отмечает, что продолжат действовать образовательные программы для предпринимателей, увеличится объем их финансовой поддержки. Помимо того, будет упрощена отчетность по получению субсидий. На 2019 год на это выделено более 700 млн рублей.
За 2 года программу бизнес–акселерации на базе ЛОТПП прошли более 150 предпринимателей. Игорь Муравьев считает, что бизнес нужно поддерживать, но получение инвестиций от государства не должно стать единственным источником дохода: "Любой бизнес не должен строиться исключительно на формах поддержки. Субсидии дают ему чуть–чуть подрасти и сдвинуться на позицию выше. Малый бизнес должен уметь выживать в суровых рыночных условиях, тогда от него есть толк".
В стратегии есть еще одно направление — выход на внешние рынки. Идея в том, что продукция из Ленобласти востребована, но необходим рост качества, чтобы малый бизнес мог сотрудничать с крупными корпорациями и повысить конкурентоспособность на внешних рынках. Это заложено в долгосрочной перспективе развития стратегии.
Статистические погрешности
Интересно, что, по оценкам экспертов, финансовой поддержкой воспользовались всего несколько сотен предприятий. Председатель Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Алексей Третьяков отмечает, что "поддержку оказывают, это факт, но, к сожалению, получают ее единицы из общего числа предпринимателей". Игорь Муравьев отмечает, что многие просто не знают обо всех возможностях из–за определенных проблем с информированием представителей бизнес–сообщества региона.
Назвать точное количество субъектов малого и среднего бизнеса в ЛОТПП не взялись. "Точных цифр не назовет никто, так как есть налоговая статистика, существуют просто зарегистрированные компании, сколько из них реально действующих — сказать сложно", — считает Игорь Муравьев.
Представители Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка отмечают глобальную тенденцию: предпринимателей в принципе становится меньше. "Количество конечных потребителей сокращается. Крупный бизнес интенсивно вытесняет конкурентов. Классический пример — торговые сети, по некоторым оценкам, они занимают 95% рынка", — рассказывает Алексей Третьяков.
Малый бизнес сетует и на неэкономические притеснения. "Очень многие понимают, что в предпринимательство лучше не соваться: либо отнимут, либо сожгут. Доля малого бизнеса сокращается и поэтому тоже", — утверждает Третьяков.
О том, что доля малого и среднего бизнеса сокращается, говорит и депутат городского ЗакСаИрина Иванова. "Предприятия открываются за счет господдержки, доля малого и среднего бизнеса сегодня сокращается, как шагреневая кожа. В Ленинградской области государству нужно помогать производству, развивать сельское хозяйство, а не продавать земли под застройку. Малому бизнесу предоставляется не так много денежных средств. Предпринимателям нужно выдавать госзаказы и заставить корпорации работать исключительно с малым бизнесом", — советует парламентарий властям соседнего региона.