Получатели социальных выплат — пенсионеры — силами государства выталкиваются в тень кадрового рынка, желая сохранить индексацию крохотной пенсии. Вопреки курсу на обеление, доводы о нелогичности отмены индексации выплат официально работающим не находят отклика в умах чиновников.
В конце мая вступил в силу приказ Минтруда, который доводит сумму социальных выплат неработающим пенсионерам до прожиточного минимума. До этого система работала так: если пенсия ниже прожиточного минимума, то получателю назначается индивидуальная доплата. Однако с каждой индексацией пенсий размер этой социальной выплаты уменьшался. В итоге пенсионер мог получить на руки точно такую же сумму, как и раньше.
Минтруд ввел новый порядок — индексировать пенсию будут вместе с доплатой, чтобы итоговая сумма оказалась выше прожиточного минимума. Последний разнится от региона к региону и пересматривается ежеквартально. В Петербурге прожиточный минимум для пенсионеров равен 8981 рублю. Мизерность этой суммы очевидна: согласно апрельскому исследованию Финансового университета при российском правительстве, семье из трех человек в Петербурге для достойной в их понимании жизни ежемесячно нужно не менее 91 тыс. рублей. Если разделить "по–братски", то на человека приходится 30 тыс. рублей — в три с лишним раза больше, чем пенсионерский прожиточный минимум.
Если с любопытством покоситься в сторону европейских стран, то выяснится: у них система работает сходным, на первый взгляд, образом. Например, в Германии мужчины и женщины выходят на пенсию в 65–67 лет и получают выплаты из накоплений, которые они годами собирали пополам с работодателями. Если пенсионеру на жизнь не хватает, он может претендовать на дополнительные выплаты, из которых вычитаются сторонние доходы. Одно различие: официально установленный прожиточный минимум германского пенсионера в 2018 году составлял 838 евро (более 60 тыс. рублей). Если он в месяц живет, скажем, на 800 евро, то может получить еще от 374 до 416 евро в зависимости от жизненных обстоятельств. Средняя пенсия по старости для мужчин и женщин составляет 835 евро.
Посчитать и обнаружить
Читайте также:
Деловой тест
Тест: это чей пенсионер?
Это объясняет, почему многие российские пенсионеры работают — к сожалению, в большинстве случаев не от великой любви к преобразующей силе труда, а из соображений выживания. В 2018 году в стране работала пятая часть всех пенсионеров, зарегистрированных в Пенсионном фонде. Перед остальными встает классический вопрос, по сторонам ребра которого находятся пенсия и зарплата.
Перед выбором всех получателей пенсионных выплат поставила Госдума под финал 2015 года, одобрив законопроект о запрете индексации пенсий работающим пенсионерам, и уже в феврале 2016–го миллионы пенсионеров недосчитались 4% прибавки к выплате. Цель такого "несоциального жеста" — сэкономить за год 438 млрд рублей из государственной казны. "Инициативы государства иногда идут вразрез логике, — считает директор Центра социально–политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрей Покида. — Много говорят о сокращении экономически активного населения, удержании ценных работников предпенсионного и пенсионного возраста, но в то же время создаются механизмы для их выдавливания в сектор неофициальной занятости. Тут, наоборот, надо ввести льготы за то, что пенсионеры продолжают работать и налоги от их официальных доходов приносят пользу бюджету".
По данным Центра занятости населения Петербурга, с начала 2019 года за трудоустройством к ним обратилось 2707 пенсионеров, которые хотят работать. Трудоустроили из них 1554 — это менее 2% от всех незанятых по итогам 2018 года. Статистика, конечно, игрушка увлекательная — за высчитыванием процентов и сличением одних значений с другими можно провести немало времени. Но в ворохе исходных и полученных цифр очень сложно обнаружить тех самых "теневых пенсионеров" — да и вряд ли этим станет кто–то заниматься. Даже большие ведомства не всегда могут сойтись в оценке масштабов серого сектора. Но поверим Росстату, который в последнее время только и занят тем, что объясняет публике свои ошибки. Так, по его подсчетам, в России теневая занятость составляет около 20% — исключая работников юрлиц, которые работают без оформления трудового договора.
С опытом — в цене
В январе Госдума разом отклонила три законопроекта, в которых предлагалось вернуть индексацию пенсий работающим пенсионерам. Авторы одной из инициатив предлагали выплатить страховые пенсии получателям с 2016 по 2018 год. Это не потребовало бы дополнительных расходов бюджета, но Пенсионный фонд поиздержался бы на 963 млрд рублей. Единственная на сегодня подвижка — поручение главы правительства к 1 июля 2019 года пересмотреть индексацию пенсий работающим инвалидам "с оценкой финансово–экономических последствий такого предложения".
По информации "ДП", городское правительство пыталось обратить вспять федеральную норму. "Законодательная инициатива Санкт–Петербурга заключалась в том, чтобы на федеральном уровне был отменен запрет на индексацию пенсий работающим пенсионерам, в том числе инвалидам. Чтобы не потерять часть пенсии, некоторые пенсионеры уходят работать в тень. Мы предполагали, что эта инициатива будет стимулировать пенсионеров работать легально, не скрываясь, что также повысило бы собираемость НДФЛ", — рассказал начальник юридического отдела городского комитета по труду и занятости населения Владимир Максимов.
Оценивай не оценивай, но факт: в правительстве прикинули недополученную прибыль от самозанятых — и теперь ласково зовут их легализоваться, а работающих пенсионеров, напротив, вынуждают молчать, скрывать и таить свои дополнительные заработки. Однако есть и другой портрет работающего пенсионера. В прошлом году Сбербанк открыл всем интересующимся зарплаты работающих пенсионеров. В среднем она составляла 32 тыс. рублей (37 тыс. у мужчин и 30 тыс. у женщин).
Как рассказал "ДП" управляющий партнер Consort Petersburg Юрий Михайлов, не все сотрудники с весомым стажем стремятся на заслуженный отдых: "В возрасте 60+ люди в большинстве своем активны и хотят работать. Их поощряют премиями, бонусами. Политика удержания в определенной степени присутствует в каждой компании. Возрастные сотрудники ценятся за опыт и умение его передавать, поскольку из вузов по–прежнему приходят выпускники, которых нужно доучивать".
Однако где же востребованы специалисты в возрасте, несмотря на стремление работодателей нанимать молодых и активных кандидатов? Директор по развитию бизнеса AVRIO Group Consulting Людмила Смолина отвечает, что госсектор охотнее принимает на работу людей в возрасте, чем частный бизнес: "Организации системы государственного образования, здравоохранения, учреждения культуры и исследовательские учреждения сотрудничают с работниками серебряного возраста активнее и охотнее, чем коммерческие структуры. Одна из причин — достаточно низкий уровень зарплат, на который не привлечь молодых квалифицированных специалистов. А пенсионеры согласны на умеренное вознаграждение. В бизнес–структурах такие ситуации встречаются реже, но они тоже возможны. Например, в компаниях, относящихся к энергетическому сектору и/или промышленному инжинирингу, также можно часто встретить на ИТР–позициях работающих пенсионеров далеко за 60.