Уголовные дела в отношении крупных бизнесменов стали последние годы явлением почти тривиальным. Хотя еще какие–нибудь 5–10 лет назад подобный ход развития российской истории вряд ли возможно было представить. Петербург не отстает от общероссийских трендов: у нас помимо прочих арестован если не самый богатый, то самый неформально влиятельный бизнесмен Дмитрий Михальченко.
«ДП» вспомнил всех участников рейтинга миллиардеров, являющихся в данный момент фигурантами уголовных дел.
Дмитрий Михальченко
Не так давно бизнесмену было предъявлено обвинение в организации и руководстве преступным сообществом. Его подозревают в организации хищения 1,5 млрд рублей при строительстве резиденции главы государства в Ново–Огарево. Это уже второе обвинение в отношении предпринимателя. В конце 2018 года Михальченко был приговорен к 4 годам 7 месяцам колонии общего режима по обвинению в контрабанде элитного алкоголя. Изначально миллиардер обвинялся по ч. 3 ст. 200.2 УК РФ (контрабанда организованной группой). Но суд не усмотрел в действиях олигарха этого преступления, поэтому в приговоре звучала другая формулировка — ч. 2 ст. 200.2 (контрабанда по предварительному сговору).
После ареста бизнесмена в его бизнес–империи начались преобразования, по итогам которых он лишился активов на 12 млрд рублей.
Александр Сабадаш
Основные активы экс–сенатора Александра Сабадаша выставлены на торги, а сама бизнес–империя находится в состоянии, близком к упадку. Не так давно были объявлены официальные торги по активам миллиардера. В конкурсную массу включены ВЛК (Выборгская лесопромышленная корпорация), ВПК (Всеволожская промышленная корпорация), ликеро–водочный завод «Ливиз». Активы продаются с большим дисконтом, что провоцирует определенный ажиотаж. Такая ситуация сложилась потому, что в 2017 году Смольнинский районный суд приговорил Александра Сабадаша к 7 годам колонии за хищение 190 млн рублей из банка «Таврический». Это уже второе уголовное преследование бизнесмена. Первым приговором (в 2015 году) ему было назначено 6 лет за покушение на мошенничество.
Максим и Руслан Ванчуговы
События вокруг ГК «Город» были предметом широкого обсуждения в СМИ, когда этот девелопер нарушил сроки сдачи жилых домов. Руководитель ГК «Город» Максим Ванчугов был арестован, а администрация Петербурга передала объекты другой строительной компании. В феврале этого года Максима Ванчугова освободили из–под стражи. Переквалифицировать деяние подозреваемого на предпринимательский состав так и не смогли. Согласно постановлению Пленума Верховного суда РФ от 19.12.2013 №41, Петербургский городской суд изменил бизнесмену меру пресечения на домашний арест. В общей сложности он провел под стражей более 2 лет. Следствие обвиняет его в мошенничестве в особо крупном размере, незаконном создании юридического лица и растрате.
На днях городской суд отказался продлевать домашний арест его брату Руслану Ванчугову, которому вменяется в вину тот же состав преступления, и выпустил на свободу и его.
В ноябре 2018–го налоговая служба подала ГК «Город» на банкротство.
Владимир Смирнов
Главу ГК «Норманн» задержали в конце января 2019 года сотрудники ГСУ ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти в рамках расследования уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Девелопер не может достроить семь жилых комплексов в Северной столице и Ленобласти: «Три апельсина», «Ижора парк», «На Заречной», «Десяткино 2.0», «Десяткино», «Морошкино» и «Яркий». Общая сумма долга застройщика перед участниками долевого строительства двух регионов составляет 15 млрд рублей. Претензии к руководителю ГК «Норманн» имеют не только дольщики. Недавно строительная компания проиграла судебный процесс Госстройнадзору и лишилась возможности принимать от дольщиков финансы. Это означает, что компания может обанкротиться в любой момент.
Валерий Израйлит
Глава ОАО «Компания Усть–Луга» был задержан оперативниками ФСБ по уголовному делу о мошенничестве и отмывании денег зимой 2016 года. Сегодня он обвиняется в хищении 208 млн рублей, валютных махинациях на 190 млн рублей и легализации преступных доходов. Следствие считает, что Израйлит причастен к причинению компании «Транснефть» ущерба на 3,4 млрд рублей. Обвиняется он и в хищении 1,5 мрд рублей, выделенных на развитие порта Усть–Луга в Ленобласти. Основная версия следствия — бизнесмен направлял денежные средства в офшоры через подставные фирмы. Ущерб для порта оценивается в 93 млн рублей.
Дмитрий Астафьев
Дмитрий Астафьев арестован в августе 2018 года. Руководителя «ЛенСпецСтроя» обвиняют в хищении средств дольщиков на сумму 482 млн рублей. Ему и еще двум топ–менеджерам было предъявлено обвинение в мошенничестве в особо крупном размере — ч. 4. ст. 159 УК РФ. В январе 2019 года президиум Петербургского городского суда отменил все предыдущие судебные акты об избрании Астафьеву меры пресечения в виде заключения под стражу. Ранее, в ноябре 2018 года, Федеральная налоговая служба РФ подала иск о банкротстве принадлежащего Астафьеву ООО «Леноблстрой». Помимо этого к компании было подано еще пять банкротных исков, один из которых сейчас рассматривается арбитражным судом. Обвинения с Дмитрия Астафьева не сняты, следствие продолжается.
Андрей Исаев
Бывший совладелец Балтийского банка находится под судом и следствием по обвинению в мошенничестве в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), которое предъявлено бизнесмену заочно. Инициатором стал собственно Балтийский банк (который к тому моменту находился на санации у Альфа–Банка), заявивший в октябре 2016 года о причиненном ему ущербе: два десятка зданий и земельных участков были проданы по заниженной стоимости. По версии следствия, это случилось в 2013 году — накануне начала санации. Стоимость похищенных активов оценивается в 500 млн рублей. Тем временем арбитражный суд арестовал историческое здание Малого Гостиного двора в рамках обеспечительной меры в ходе процедуры реализации имущества бизнесмена по имеющимся долгам на сумму 1,5 млрд рублей. Бизнесмен Исаев на данный момент находится в розыске.
Александр Гительсон
Основателя Восточно–европейской финансовой корпорации (ВЕФК) задержали еще в 2009 году по обвинению в растрате почти 900 млн рублей. Находясь под арестом, бизнесмен умудрялся не только сохранять контроль над активами, но и успешно управлять ими. Весной 2010–го Гительсон вышел из СИЗО, но уже через несколько месяцев его снова стали преследовать — уже по новому уголовному делу. Бизнесмена обвинили в хищении 1,88 млрд бюджетных средств из Инкасбанка. Прибавилось и обвинение в мошенничестве: банкир якобы не вернул депутату ГосдумыАднану Музыкаеву 500 млн рублей. Гительсон эмигрировал. Однако следствие добилось его экстрадиции, и он был осужден на 5 лет 2 месяца колонии. В 2016 году арбитражный суд признал бизнесмена банкротом в рамках разбирательства по долгам Инкасбанка. В марте 2018 года экс–банкира привлекли к субсидиарной ответственности на 11 млрд рублей. Далее воспоследовало новое обвинение — на этот раз заочное — в хищениях из ВЕФК. Следствие считает, что Александр Гительсон вместе с председателем правления Иваном Бибиновым похитили более 20 млрд рублей. На данный момент бизнесмен уехал за границу и объявлен в розыск.