У Карла Маркса действительно ничего не написано ни про ковры, ни про лестницы, мог бы сказать фон Хайек. Просто система произвольных административных запретов — обязательное условие реализации любого госплана
06:1214 июня 201906:12
908просмотров
06:1214 июня 2019
Нынешний год мог бы называться "годом Фридриха фон Хайека". В 2019–м отмечается 120 лет со дня рождения великого экономиста и 75 лет публикации самой знаменитой его книги — "Дорога к рабству". Можно добавить еще одну, но значимую дату — 45 лет присуждения фон Хайеку Нобелевской премии по экономике.
"Дороге к рабству", одной из величайших книг ХХ столетия, не повезло в России. Идеи фон Хайека здесь, как правило, трактовали исключительно как критику социализма, причем социализма, устроенного по образцам времен написания "Дороги". Поэтому противники фон Хайека утверждают, что профессор критиковал какой–то неправильный социализм или тех, кто неправильно этот социализм организовывал.
На самом деле фон Хайек не обращал внимания на такие мелочи, как название формы экономического и социального устройства страны, и тем более на личности фюреров, каудильо и прочих национальных лидеров. Объектом внимания философа были принципы, следование которым неизбежно затолкает под рабское ярмо любой народ любой страны, если он не сможет это ярмо разглядеть. Называйте себя социалистами, народниками, государственниками, мог бы сказать фон Хайек политикам, но, если вы хотите управлять экономикой на основе централизованного плана, проводимого в жизнь бюрократами, вы рано или поздно обратите большую часть народа в натуральное рабство.
В английском оригинале текста фон Хайек употребил слово serfdom, которое на русский язык будет вернее перевести как "крепостное право". На первый взгляд, разница невелика, но в действительности она огромна. Классический раб, живая вещь, принадлежащая хозяину, может рассчитывать, что владелец подумает о его пропитании и обмундировании. В то же время "государственному крепостному" о себе придется заботиться самому, причем не раньше, чем будут отработаны все казенные повинности.
Дорога к рабству, объяснял фон Хайек, начинается там же, где и планирование экономического развития. И если вы думаете, что план — это инструмент борьбы с внешним хаосом и произволом свободной экономики, то вы заблуждаетесь. Как раз государственный план и порождает произвол со стороны власть имущих.
Помните, профессор Преображенский не мог понять, почему люди, называющие себя марксистами, унесли ковер с парадной лестницы его дома, а сам вход заколотили досками? "Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры?" Нет, у Карла Маркса действительно ничего не написано ни про ковры, ни про лестницы, мог бы ответить фон Хайек. Просто система произвольных административных запретов или разрешений — обязательное условие реализации любого "государственного плана".
Вы хотите управлять экономикой по единому плану, спрашивал фон Хайек. В этом случае "правительство должно определить, сколько выращивать свиней или сколько автобусов должно ездить по дорогам, какие угольные шахты оставить действующими или почем продавать в магазинах ботинки". Вам кажется, это простые вопросы? Возможно. Но, объяснял фон Хайек, такие внешне простые решения "нельзя вывести из формальных правил или принять раз навсегда или на длительный период. Они неизбежно зависят от обстоятельств, меняющихся очень быстро". Проще говоря, создавая единый хозяйственный план, едиными правилами вам придется пренебречь.
Именно правительственный план противостоит общественному закону и порядку. Что такое закон и порядок? Это система правил, позволяющих каждому человеку планировать собственные действия и предвидеть их последствия.
Но государственные планирующие органы, объяснял фон Хайек, в принципе "не могут действовать в стабильной системе координат, задаваемой общими долговременными формальными правилами, не допускающими произвола. Ведь они должны заботиться… о постоянно меняющихся нуждах, то есть постоянно решать вопросы, на которые не могут ответить формальные принципы".
И если начальнику покажется, что для выполнения плана нужно заколотить досками вход в ваш дом, он это сделает. Или вообще выселит вас из дома.
Как замечал профессор Преображенский, оценивая действия начальства, "кто знает, что им придет в голову? Все что угодно!". А профессор фон Хайек предлагал выбирать между "миром, где богатые имеют власть", и "миром, где богаты лишь власть имущие". В каком из этих двух миров вы сами хотите жить?
Дмитрий Прокофьев, экономист