Временные трудности. Рынок стоматологических услуг может начать рост после трехлетнего спада

Автор фото: Vostock–Photo
Объем петербургского рынка частных стоматологических услуг в 2018 году увеличился всего на 0,5–1% и составил чуть более 10 млрд рублей, оценивают опрошенные "ДП" эксперты. В топ–5 крупнейших игроков по–прежнему входят сети "Меди", "Интан", "Вероника", "Стома" и Primed, которые в общей сложности контролируют более 45% рынка.
"Ярко выраженного роста в 2018 году не было. Чуть более динамичное развитие наблюдалось в первой половине года, но к концу года рынок снова вошел в фазу стагнации", — комментирует генеральный директор ГК "Интан" Ирина Сапожникас. По словам эксперта, уже 2017 год, по разным источникам, стал показывать снижение темпов роста, а к 2018 году эта динамика усилилась.
"Причин, как всегда, несколько, но наиболее значимой является экономическая ситуация, в результате которой в течение ряда лет происходит падение доходов и снижение платежеспособности населения, в том числе по причине его закредитованности. Также определенное влияние на рынок стоматологических услуг оказывают тенденции рынка недвижимости: уж очень заметным был рост покупок первичной недвижимости во второй половине 2018 года. Такой бешеный спрос не мог не отразиться на рынке коммерческой стоматологии", — убеждена Ирина Сапожникас.
Снижение темпов роста затронуло даже лидеров рынка. Так, ГК "Меди" увеличила выручку на всего на 2%, в то время как в 2017 году этот показатель составлял 4%. ГК "Интан", обороты которой в 2017 году увеличились на 18%, в 2018 году выросла всего на 8%. У Primed темпы роста упали с 17% в 2017 году до 4,8% в 2018 году. Выручка сети "Стома" и вовсе показала отрицательную динамику — в 2018 году она упала более чем на 45 млн рублей. Исключение составил только медицинский холдинг "Вероника", оборот которого по направлению "стоматология" вырос в 2018 году на 35%.

Перемены на пользу

Большинство игроков не видят большой трагедии в замедленном развитии рынка. "Период стагнации дал определенный толчок для реформатирования сферы, — высказали мнение эксперты холдинга "Вероника". — Ряд компаний были реорганизованы: открывались, закрывались, объединялись или делились".
В частности, "Интан" открыл центр челюстно–лицевой хирургии на базе действующей клиники на Большой Пороховской ул. стоимостью 20 млн рублей. Сеть Primed инвестировала 80 млн рублей в новый детский центр стоматологии на Киевской, 3. Сеть "Стома", закрыв одну клинику на Загородном пр., тут же открыла новую для детей. Кроме того, направление стоматологии появилось в "Институте красоты ГАЛАКТИКА" (ранее СПИКА).
По данным компании, отделение терапевтической стоматологии, хирургической стоматологии, кабинет ортодонтии, кабинет ортопедии и пародонтологии расположены на площади 600 м2 в здании клиники на Пироговской наб.

Не наш метод

В борьбе за уходящего пациента стоматологи прибегали к различным ухищрениям, включая скидки, бонусы и прочий хитроумный маркетинг. В клиники с более демократичной ценовой политикой часть клиентов приходила по полисам ДМС.
"Процент страховых клиентов очень варьируется от ценового сегмента, в котором работает клиника. Чем дешевле, тем больше доля страховых пациентов", — поясняет генеральный директор "Cтоматологического Центра Города Primed" Сергей Лобанов.
Но на повышение цен отваживались не многие.
"В условиях снижения платежеспособности населения даже рост себестоимости услуг не мог привести к увеличению цен. В данном случае это могло бы привести только к потере пациентов, а не к росту выручки. Поэтому, чтобы сохранить пациентопоток, мы сосредоточили внимание на качестве работы и уровне сервиса", — рассказывает Ирина Сапожникас.
Эксперты холдинга "Вероника" отмечают, что в сфере оказания стоматологических услуг с каждым годом набирает обороты тенденция цифровизации: обновляется и совершенствуется медицинское оборудование, вводятся новые сверхтехнологичные стандарты.
"Например, наряду с классическим снятием оттисков мы применяем виртуальное сканирование зубов, что делает диагностику более комфортной и быстрой для пациента, а также возможным становится компьютерное планирование ортопедического или ортодонтического лечения любой сложности с прогнозируемым результатом", — рассказали в клинике.

Ожидание роста

По прогнозам Минздрава РФ, в ближайшие годы ожидается рост отрасли не менее чем на 12% в год. Эксперты считают эту цифру вполне реальной, поскольку реформа в сфере здравоохранения привела к частичному закрытию госклиник, в связи с чем значительная доля пациентов госклиник постепенно начнет перетекать в сектор платных услуг. По мнению Ирины Сапожникас, заметная динамика в пределах 10–15% должна появиться уже во второй половине текущего года, а к привычным темпам роста рынок, скорее всего, подойдет в 2020 году.

Топ–5

Стоматология

1. Группа компаний «Меди» — 1591 млн руб.
2. «Интан» — 1130,3 млн руб.
3. «Вероника» — 747,6 млн руб.
4. «Стома» — 604 млн руб.
5. Primed — 430 млн руб.
Доля топ–5 — 45%.