07:0425 июня 201907:04
8613просмотров
07:0425 июня 2019
Через 1,5 года Россия может ввести электронные визы, что, несомненно, приведет к росту турпотока в Петербург. Но эта мера породит и новые проблемы.
С 1 января 2021 года Россия должна внедрить у себя электронные визы. Соответствующее поручение на прошедшей неделе дал президент Владимир Путин. Выдавать их будут на срок до 16 дней, по запросу на специальном сайте и за небольшую плату (сейчас говорят о сумме $50). Американцам и англичанам режим не упростят. Но зато им смогут воспользоваться Китай, Южная Корея, Япония, страны ЕС и не входящие в Евросоюз государства Шенгенской зоны, а также, возможно, Новая Зеландия.
Туризм как мягкая сила
Еще в 2011 году Россия на полном серьезе рассматривала возможность отмены визового режима с Евросоюзом. Сроки все время откладывались, последней надеждой была, кажется, Олимпиада в Сочи (2014), ну а потом идею похоронил украинский кризис. Хотя и без этого было ясно, что открывать границы для русских старушка Европа не спешит. Действительно хотела этого только Россия, но мешал "принцип взаимности".
С тех пор мир изменился. Чемпионат по футболу (2018) продемонстрировал широкие возможности "мягкой силы" в мировой политике. Да и технологии дозрели: отлично зарекомендовал себя электронный "Паспорт болельщика", и даже органы внутренней безопасности убедились, что какого–то наплыва шпионов и мигрантов такая система не провоцирует. А экономике — так вообще от нее одна польза. Ведь сейчас условное "сальдо торгового баланса" в туристической отрасли отрицательное. По данным за 2016 год, въезжающие потратили в стране $12,8 млрд (экспорт), тогда как сами россияне за границей оставили $27,7 млрд (импорт). Неплохо, если бы все было наоборот.
Петербург — наиболее зависимый от иностранцев регион страны. Примерно половина туристов приезжают из–за границы, поэтому очевидно, что любые визовые послабления скажутся на нас в первую очередь. Уже можно потирать руки и считать бизнес–план. Мировая практика показывает, что либерализация визового режима увеличивает число туристов на 20–40%. Так что вместо 8,2 млн туристов у города есть все шансы увидеть на своих улицах 10 млн гостей.
Наркотик для экономики
Чем больше, тем лучше, думают власти. О туризме принято говорить как о некоем универсальном лекарстве для экономики, безобидном стимуляторе экономического роста. Люди приезжают, оставляют свои деньги за открыточные виды — казалось бы, ну какой от этого вред? Пусть себе глазеют. Но, если лекарство жрать пачками, оно может вызвать отравление и привыкание.
Яркий пример — Испания. В 1960–е годы генерал Франко провозгласил курс на привлечение в страну богатых туристов. Сегодня вытянувшееся побережье Costa del Sol вокруг Марбельи не производит ничего, кроме модных луков в "Инстаграме". Тесные жилые комплексы у воды раскупили буржуа из богатых северных государств ЕС, уничтожив природу и заповедные пляжи. А испанцам осталось только им прислуживать, ведь другой работы и возможностей тут попросту нет. Выучиться на официанта или отельера в десятки раз проще и выгоднее, чем на инженера.
Другой пример — Барселона, которая превратилась в центр притяжения после Олимпиады 1992 года. Сейчас туристов стало так много, что жители уже ропщут. Пятая часть называет их главной проблемой города, а местные граффити вопрошают: "Если это сезон туристов, то почему нельзя на них охотиться?"
Похоже на реакцию жителей улицы Рубинштейна на шумных посетителей ресторанов, не правда ли? Притом что наши масштабы далеки пока от испанских. Не нужно, однако, думать, что до тамошних показателей нам еще далеко.
В 2018 году Барселону посетили 15,8 млн человек. Но всего 5 лет назад их число было на сопоставимом с Петербургом уровне — 7,6 млн человек. Время пробежит быстро. А раз подсев на этот денежный поток, легко с него уже не соскочишь. По разным оценкам, туризм занимает от 15 до 35% ВРП Барселоны.
Продажная культура
Экономике Петербурга туристическое рабство, наверное, все–таки не грозит. 2,5% ВРП — это не критично. А вот культура уже страдает. Воспетый Гоголем блистательный Невский проспект постепенно превращается в ярмарочный балаган, вынести который под силу только туристу. Ведь ему, особенно иностранцу, нет времени разбираться в тонкостях культуры, ему нужны медведь, водка и балалайка. Ну и еще Распутин, lover of the russian queen.
Все упрощается, потому что сложное за короткий трехдневный тур не прожевать. И местному бизнесу ничего не остается, кроме как подстраиваться под дурные вкусы — от ассортимента сувениров до меню в кафе. Туристы хотят — они получают. Невидимая рука рынка!
Бунт улицы Рубинштейна — это первая ласточка. Дальше может быть больше. Транспортная система Петербурга еще выдерживает, но в центре уже стало тесновато. Не говоря о сером китайском туристическом потоке, который не выплачивает в городскую казну миллиарды рублей. "ДП" не раз писал о том, что проблема никак не решается, скорее наоборот — уже даже на прогулочных корабликах китайцев катают китайцы (за исключением главы КНР Си Цзиньпина, которого катали более высокопоставленные люди).
Честно признаться, китайский кейс тревожит особенно. Хотя дело совсем не в китайцах. Дело — в способности городского комитета по туризму решать проблемы, число которых с каждым годом будет только расти.
“
У нас город затягивает туристов именно в центр. А по–хорошему нужно распределять их ближе к окраинам, развивая инфраструктуру там. Создавать новые маршруты, которые будут показывать тот же Красногвардейский, Кировский районы. Таким образом мы разгрузили бы центр, иначе действительно можем повторить путь Барселоны. Но нужно отметить, что посредством электронных виз мы увеличиваем объем не только экскурсионного, но и делового туризма, что обеспечивает привлекательность города за счет инвестиций и деловых мероприятий. Это плюс, и достаточно весомый.
Ирина Семенова
председатель комитета по туризму и индустрии гостеприимства регионального отделения "Деловой России"