Все больше девелоперов выделяют в квартирах дополнительные помещения, предназначенные для размещения постирочных, гладильных, кладовок. "ДП" выяснял, насколько подобные фишки привлекают покупателей.
Сегодняшний первичный рынок жилья — это прежде всего рынок покупателя, где уже невозможно продавать абстрактные "квадратные метры", а чтобы успешно конкурировать, необходимо особое внимание уделять формированию и разработке продукта, предполагающего создание качественной и полноценной жилой среды.
"Как следствие, предложения в массовом сегменте уже довольно насыщены различными опциями (значительная часть которых успешно перекочевала из классов "бизнес" и "элит"), предвосхищающими самые различные нужды и потребности покупателей. Как мы видим, рынок строящегося жилья выходит на уровень, когда все большую значимость приобретают не только ценовые факторы конкуренции (то есть качество и полнота проработки продуктовой концепции)", — говорит Ольга Захарова, директор по продажам и продвижению "СПб Реновация".
Для дорогих квартир
Дополнительные опции, в том числе отдельные помещения для хранения вещей, характерны для проектов класса "комфорт" и выше.
Конкуренция на рынке сегодня высока, но подобные опции нужны девелоперам не для привлечения покупателей, а скорее для того, чтобы обеспечить их лояльность, считают эксперты. Это тот фактор, который может стать решающим при выборе того или иного проекта. "Дополнительные фишки для привлечения покупателей в основном представлены в высокоценовых классах жилья. Помимо отдельных помещений внутри квартир под размещение прачечных, постирочных, гладильных вниманию потенциального покупателя предлагаются и другие опции в составе проекта: от холодильников для шуб до зимних садов и марины для катеров", — считает Ольга Трошева, руководитель Консалтингового центра "Петербургская недвижимость". "В бизнес–классе также встречаются, но реже. Первопроходцем в жилье массового спроса можно считать компанию LEGENDA Intelligent Development, которая стала проектировать в своих объектах SMART–формата подобные помещения", — говорит Светлана Московченко, руководитель отдела исследований Knight Frank St Petersburg. "Среди наших уникальных предложений — так называемые шеф–квартиры, в которых можно обустроить сразу две кухни. Такие лоты подходят для комфортного проживания нескольких поколений одной семьи, а также для увлеченных хоббистов, которым нужно помещение с полноценной вытяжкой и мокрой зоной", — рассказывает Илья Пасак, заместитель директора по маркетингу компании "Мегалит — Охта Групп".
Есть и достаточно редкий тип жилья — двухэтажные сити–хаусы — квартиры с отдельным входом со двора, который позволит сделать в квартире вообще все, что душе угодно. "На верхнем уровне в такой квартире размещены жилые комнаты, а на нижнем владелец может обустроить помещение для отдыха, занятий хобби и любого другого времяпрепровождения, исходя из своих предпочтений: библиотеку, винотеку, тренажерный зал, сауну, спа, бильярдную, кинозал, игровую комнату, кабинет", — делится Тамара Попова, руководитель отдела развития продуктов и разработки концепций Группы RBI.
Вне центра
В квартирах классом попроще покупатели озабочены другими проблемами. "Для домов масс–маркета помещения под хозяйственные нужды действительно можно расценивать только как редкий маркетинговый ход, привлекающий внимание к более продуманным планировочным решениям, когда в небольшую площадь квартиры можно вписать широкий функционал", — говорит Екатерина Запорожченко, коммерческий директор ГК Docklands development.
"В наших объектах комфорткласса планировки с двумя санузлами позволяют создать в одном из них гладильную комнату, однако большинство покупателей предпочитает вкладывать сопредельные средства в расширение жилой площади, ремонт или приобретение машино–места в паркинге, чем в оборудование специального пространства для стирки", — уверен Сергей Степанов, директор по продажам компании "Строительный трест".
Впрочем, в классах ниже девелопер отчасти берет эти хлопоты на себя, вынося дополнительные функции за пределы квартиры.
"Выделяются зоны для кладовой, колясочной, стоянки для велосипедов. Это могут быть как отдельные помещения, так и боксы в подземном паркинге. Даже если квартира небольшая, но девелопер смотрит широко и заботится о нуждах будущих жильцов, он обычно предусматривает помещения под разные функции уже в концепции проекта", — комментирует Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International.
"Одним из трендов на рынке недвижимости Петербурга можно назвать организацию в ряде новых жилых комплексов соседских проектов, так называемых комьюнити–центров. Для этого могут быть предусмотрены отдельные помещения во дворе или внутри дома, где жители встречаются, общаются, занимаются общим хобби. Такие пространства необходимо качественно обслуживать и эксплуатировать, что требует взвешенной оценки экономики проекта", — говорит Дмитрий Ефремов, руководитель аналитического центра "Главстрой Санкт–Петербург".
"Мы вынесли все дополнительные функции вовне — это и первые в городе помещения для мытья лап для собак, и полнофункциональные дворы, где есть места не только для отдыха детей, но и взрослых", — рассказывает Роман Мирошников, исполнительный директор СК "Ойкумена".
Количество разнообразных фишек в проектах будет только расти, уверен генеральный директор АН "Адвекс" Владимир Гаврильчук. "Проектов много, многие из них конкурируют между собой в одной локации и одной ценовой категории. И цель застройщика — не снижая цену квартиры, сделать именно свой проект привлекательным для покупателя. Хороший проект по большей цене скорее найдет своего покупателя, чем плохой, но менее дорогой. Поэтому и доля тех, кто придумывает и внедряет что–то новое, растет", — говорит он.