Завод Ford в Ленобласти официально прекратил работу. Покупатель производственной площадки пока не найден.
Последним официальным рабочим днем на заводе Ford во Всеволожске стало 20 июня. По данным автоконцерна, выплаты сотрудникам и поставщикам закрывшихся предприятий в России (помимо Всеволожска это заводы в Набережных Челнах и Елабуге) составили около $200 млн, а общие затраты оцениваются в $450–500 млн.
"Компания ведет переговоры с двумя работающими в России автоконцернами, осуществляющими сборку. При успешном ходе переговоров приобретатель площадки будет заинтересован в максимально быстром развертывании производства с сохранением трудового коллектива", — написал в своем Instagram губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко после заявлений Ford Sollers о закрытии завода.
"Что касается новых инвесторов, то ведутся переговоры с двумя. Как только переговоры завершатся успехом, мы с удовольствием об этом расскажем. Все эти названия давно засвечены в СМИ. Интерес есть", — рассказал на прошлой неделе заместитель председателя областного правительства Дмитрий Ялов.
По его словам, уволенным сотрудникам единовременно выплачено 5–12 зарплат. И лишь 28 человек из почти 1 тыс. пока не подписали соглашение с компанией об условиях расставания.
Профсоюз работников завода встал на сторону несогласных. Рабочие пытались бастовать, митинговать и настаивали на более высоком размере компенсации. У профсоюза к Ford Sollers было еще два требования. Первое — запретить продажу земельного участка, на котором расположены мощности предприятия. Второе — профсоюз должен участвовать в переговорах с инвестором.
Как сообщили "ДП" в правительстве Ленобласти, правовых возможностей наложить запрет на продажу земли не существует, также нельзя обязать нового инвестора принять прежних работников.
Лидер профсоюзной организации Михаил Сергеев говорит, что сейчас на предприятии идет частичный демонтаж оборудования, но оно никуда не вывозится. По мнению активистов, это говорит о том, что продажа площадки будет происходить вместе с "начинкой", а значит, сохранится автомобильный профиль предприятия.
На прошедшем недавно в Санкт–Петербурге митинге, организованном профсоюзом, рабочие рассказали, что последние официальные трудовые дни они провели в столовой. Такое распоряжение поступило от кадровой службы завода. Рабочие потребовали также на митинге от нового инвестора, кто бы им ни стал, гарантированного трудоустройства.
Младший аналитик ИК "Фридом Финанс" Александра Овчинникова считает, что жесткая позиция профсоюза может лишь затянуть сделку, а возможно, и отпугнуть инвесторов.
"Автопроизводители будут вынуждены переоборудовать завод под себя, и нет необходимости в приобретении оборудования Ford. Поэтому если оно будет входить в контракт, то компании могут отказаться от покупки", — говорит она.
Эксперты, опрошенные "ДП", оценивают вероятность быстрой продажи площадки во Всеволожске как невысокую из–за стагнации авторынка. По оценкам аналитиков, производственные мощности автопрома в стране загружены лишь на 40% из–за невысокого покупательского спроса, а значит, острой нужды в новых производственных мощностях нет.
Возможных покупателей всеволожского завода Ford называется два: автоконцерны Volkswagen и Hyundai. Однако сами холдинги официально свой интерес не подтверждают.
Как замечает генеральный директор ГК "АвтоСпецЦентр" Денис Петрунин, лишь эти два завода в России: Volkswagen Group Rus в Грабцево и Hyundai–KIA в Санкт–Петербурге — сегодня загружены на полную мощность.
"Петербургский завод Hyundai выпускает 240 тыс. вместо заявленных 150 тыс. автомобилей в год, поэтому можно говорить о возможном расширении", — добавляет он.
По его словам, всеволожская площадка также может быть интересна тем брендам, которые еще не локализованы в России, но активно задумываются об этом (Subaru, Suzuki), и китайским автопроизводителям.
По некоторым оценкам, объем изначальных инвестиций в завод Ford во Всеволожске составил $330 млн. Продажа же его, вероятно, будет осуществляться с большим дисконтом: потенциальному покупателю необходимо инвестировать в переоборудование и запуск нового производства при наличии больших рисков из–за нестабильности рынка.
По мнению аналитика eBay по авто в странах Европы и Северной Америки Романа Федорчука, сейчас нет оснований для восстановления продаж в автомобильном секторе, поэтому переговорный процесс относительно судьбы площадки во Всеволожске может затянуться на неопределенное время.