На его месте может появиться 150 тыс. м2 жилой и коммерческой недвижимости с инвестиционным потенциалом 15 млрд рублей.
"Сегодня все производство завода локализовано на 10 га Кожевенной линии. Этого удалось достичь за счет внедрения программы "Бережливое производство" и новых технологий", — говорит председатель совета директоров ГК "Севкабель"Александр Вознесенский. Высвобожденные 4 га отданы под общественно–культурное пространство "Севкабель Порт", где более 27 тыс. м2 сдано резидентам проекта.
"Предприятие рассматривает две потенциальные площадки для перевода производства. Сначала обсуждались шесть участков. Но от четырех, включая участок близ Марьино, отказались. Обнародовать адреса мы пока не хотим, чтобы у их собственников не возникло желаний поднять цену", — объяснил Сергей Ярмилко, генеральный директор завода "Севкабель". Для завода подобного уровня потребуется от 30 тыс. до 50 тыс. м2 площади, обеспеченной инфраструктурой. По данным экспертов, весь процесс переезда может обойтись владельцам в сумму от 300 млн до 500 млн рублей. "Мы намерены максимально сократить эти траты", — комментирует гендиректор.
Релокализация — это всегда сложный процесс. "Во–первых, не так много площадок с развитой инфраструктурой, и, если предприятие будет создавать ее с нуля, это лишняя нагрузка на бюджет и потери времени. Во–вторых, по статистике, при релокализации теряется 30% персонала. В–третьих, есть угроза, что при перевозе пострадает часть оборудования. Для переезда потребуется около 500 млн рублей. Говоря о "Севкабеле", предположу, что сумма может "отбиться" путем грамотного редевелопмента территории. Наибольшую рентабельность, если будет успешно согласовано изменение функции территории, обеспечит жилая застройка или апарты. Тем более что экологическая подготовка земли будет не слишком сложной — кабельный завод меньше загрязняет почву, чем химические или металлургические предприятия", — рассказал "ДП" Алексей Фунтов, директор по инжинирингу ФГИК "Размах".
"Конечно, наиболее экономически целесообразно было бы построить на этой площадке жилье. Хотя в этой локации были бы востребованы и офисы, и гостиница. Это чрезвычайно интересный проект с возможностью комплексного освоения в одном из центральных районов, да еще и со своей набережной, — он может стать одной из визитных карточек города. В сегодняшних ценах такой проект обойдется инвестору максимум в 10–15 млрд рублей", — комментирует Алексей Федоров, руководитель отдела рынков капитала и инвестиций в недвижимость компании Maris в ассоциации с CBRE.
Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт–Петербурге, соглашается, что эта часть Васильевского острова обладает высоким потенциалом и может успешно совместить различные функционалы — при грамотном, комплексном подходе к развитию участка: "Основной объем может быть отведен под общественно–деловую, преимущественно офисную застройку, при этом большой интерес также представляет размещение на части участка жилых проектов, но для оценки реального потенциала такого строительства нужно провести детальное исследование не только текущего окружения, но и дальнейших планов развития".
Проект "Севкабель Порт" на протяжении года активно развивается как общественное пространство, и это создает точку притяжения на карте города. "Мировой и московский опыт говорит о том, что грамотно созданное и эффективно управляемое креативное пространство становится центром притяжения и катализатором спроса на недвижимость различных назначений, повышая ставки аренды, которые на определенной стадии развития проекта даже в бывших фабричных зданиях могут выходить на уровень класса В+ и даже класса А. Так что у офисов здесь однозначно есть перспективы, вопрос только в экономической целесообразности нового строительства, по возможности нужно перепрофилировать существующие здания", — комментирует Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International. С другой стороны, эксперт отмечает явный недостаток в районе качественной инфраструктуры (ретейл, рестораны, развлечения). Поэтому ядро проекта с офисами и апартаментами может создать критическую массу спроса, и операторы потянутся в качественный и привлекательный проект — даже несмотря на удаленность от метро и пешеходных потоков. Это, в свою очередь, создаст сильный центр притяжения для жителей района, горожан и туристов.
Пример удачного переезда — "ОДК–Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию госкорпорации "Ростех"), который в 2014 году перенес производство из Выборгского района на ул. Академика Харитона. "Инвестпроект по созданию нового конструкторско–производственного комплекса с объемом инвестиций более 6 млрд рублей предусматривал реконструкцию и техническое перевооружение научно–производственной базы АО "ОДК–Климов". Вместо трех площадок завод занял одну. Были обновлены организация производства и оборудование. В результате перехода на новый технологический уклад налажена широкая кооперация предприятий РФ и обеспечена реализация программы по импортозамещению. Старая площадка на Кантемировской ул., 11, выставлена на продажу. Общая площадь участка — 7,6 га", — сообщили в пресс–службе "ОДК–Климов".