"ДП" узнал, какие машины петербургской сборки страхуют дороже других.
Четкой зависимости между ценой новой машины и стоимостью страхового полиса каско на нее нет. На тариф влияет множество факторов: марка (стоимость запчастей и ремонта), возраст допущенных к управлению водителей, угоняемость.
Условно дешевый полис обойдется в 1–5% от суммы страхования. "В определенных случаях тариф может быть и менее 1%. Страхование по тарифу более 15% редко имеет логичное обоснование", — говорит заместитель директора по розничному бизнесу филиала "Ингосстраха" в Петербурге Александр Крючков.
В топ–5 дорогих по стоимости каско автомобилей (в сегменте до 1,5 млн рублей) входят Mazda, Infinity, Volvo, Toyota и Honda, объясняет заместитель директора Центра обслуживания клиентов СЗРЦ "РЕСО–Гарантия" Ирина Астанаева.
При этом цена полиса каско для одной и той же машины "может отличаться более чем вдвое только вследствие разных категорий лиц, допущенных к управлению", уточняет гендиректор "Тинькофф страхования" Иван Мироненко.
В Петербурге собирают девять моделей автомобилей. "ДП" попросил четыре страховые компании рассчитать тарифы автокаско для условного 30–летнего петербуржца со стажем вождения 8 лет.
На основе их данных рейтинг дорогих полисов каско возглавляет модель Hyundai Solaris: для автомобиля 1,6 л на механике в средней комплектации полис каско обойдется в 67,5–89 тыс. рублей, или 8–10% от страховой суммы.
Далее идет седан Toyota Camry: его ряд компаний страхует только со спутником: каско на вариант в средней комплектации (2 л, АКПП) обойдется в 100–199 тыс. рублей (7–9%). Замыкает тройку KIA Rio (1,6 л, MT), застраховать ее будет стоить 63–77 тыс. рублей (6,5–8%).
Вслед за ними идет KIA Rio X–Line (1,6 л, МТ), полис каско для нее обойдется в 66–80 тыс. рублей (5–7,5%). За ней — Toyota RAV4 (2,0 л, вариатор) со стоимостью автокаско 63–85 тыс. рублей (5–6%).
Страховка на внедорожник Nissan X–Trail (2,0 л, MT, 2WD) обойдется в 44,9–76,1 тыс. рублей (3,7–4,2%). Полис полного каско для Nissan Murano (3,5 л, Mid, 2WD) будет чуть дешевле: 94,5–151,9 тыс. рублей (3,5–4%). В свою очередь, страховка на кроссовер Nissan Qashqai (2,0 л, MT, 2WD) обойдется в 36,6–68,5 тыс. рублей (3–3,5%). Замыкает список модель Hyundai Creta (2 л, AT), полис каско на нее будет стоить 47–63 тыс. рублей (2,7–3,5%).
Средняя стоимость полисов снижается примерно на 10% в год. "В основном из–за выбора клиентами сокращенных страховых покрытий и растущей конкуренции", — говорит директор департамента автотранспортного андеррайтинга "Либерти Страхования" Антон Рюмин.
Сейчас у угонщиков популярны автомобили японских производителей, поэтому доля риска "угон" у них составляет значительную часть стоимости каско, отмечают во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС). "Если говорить об угонах, цель которых — комплектующие автомобилей, то сейчас по динамике угонов виден спад такой активности", — говорят в ВСС.
В союзе разработали методику по оценке угонозащищенности автомобилей. На ее основе составляется рейтинг автомобилей — он доступен на сайте ВСС. Этот перечень призван стимулировать автопроизводителей улучшать базовую защиту от угонов, которая напрямую влияет на вероятность угона, а это, в свою очередь, сказывается на стоимости каско.
“
Цену полиса каско формируют две составляющие стоимости: риск "угон" и риск "ущерб". На "ущерб" влияет в первую очередь стоимость запчастей и конструктивные особенности авто: например, при незначительном ДТП (наезд на препятствие) отрывается дорогостоящая турбина. В отношении риска "угон" следует признать тот факт, что подавляющее число краж автомобилей в России происходит с целью наживы: на запчасти или для легализации с последующей продажей.
Ирина Квасова
заместитель начальника управления департамента развития имущественного страхования физлиц Всероссийского союза страховщиков
“
Размах у тарифа ОСАГО не очень большой, ведь его коридор устанавливает ЦБ РФ. Его цена больше зависит от региона, и несколько лет подряд самая высокая стоимость была в Краснодарском крае. Популярность машины у угонщиков гораздо в большей степени влияет на стоимость каско. И эта зависимость однозначно есть. Некоторые страховые компании на самые угоняемые модели — в Москве это Mazda и Toyota Camry — повышали раньше тариф до каких–то беспредельных значений. Возможно, в расчете на то, что люди не будут их страховать, или чтобы компенсировать себе все убытки. Еще, конечно, влияют возраст и стаж. Многое зависит и от условий договора. Должен ли водитель обращаться в ГИБДД, например, из–за трещины в стекле, если в него попал камень. За счет только этого пункта тариф может быть до 30% дешевле, если брать по Москве.
Андрей Столяров
доцент кафедры инфраструктуры финансовых рынков факультета экономических наук ВШЭ