Гидроциклы остаются игрушкой, которую могут позволить себе только обеспеченные люди. Среди водной техники по популярности их обходят катера, обладающие более широким функционалом.
Расположение в Петербурге и Ленинградской области большого количества рек и озер способствует активному использованию здесь водной техники — гидроциклов и катеров.
При этом если гидроциклы представлены исключительно тремя импортными брендами, то производителей катеров около сотни, и здесь лидируют российские марки.
Зарубежная экзотика
Для любителей на скорости и с комфортом поскользить по водной глади подойдет одноместный гидроцикл крупных габаритов. Если требуется экстрим с заныриванием под воду и сальто, то для этого есть маленькие и легкие стоячие спортивные модели. Для прогулок с семьей — многоместные туристические модели.
"В СПб и области популярны любительские одноместные гидроциклы. Для озера больше подойдет туристический трехместный гидроцикл. Хоть он и туристический и рассчитан на несколько человек, его мощности будет достаточно, чтобы прокатиться с ветерком", — рассказывает Алексей Нигматулин, генеральный директор мотосалона ООО "Автополе Мото Кудрово" (официальный дилер гидроциклов Kawasaki).
Российский рынок гидроциклов формируется полностью за счет импортной продукции. Официально в нашу страну ввозится три бренда водных мотоциклов: канадский Sea–Doo (производитель BRP), а также японские Kawasaki и Yamaha.
По данным компании IndexBox Russia, в 2018 году объем российского рынка гидроциклов составил 1,1 тыс. штук, что на 2% ниже показателя 2017 года. В стоимостном выражении рынок показал рост на 2% и составил 1,05 млрд рублей. На Петербург и Ленобласть приходится порядка 5% общероссийских продаж данной техники.
"Средние цены на рынке гидроциклов стабильны и варьируются в пределах 950–1500 тыс. рублей. Именно в этот диапазон входят самые распространенные модели на рынке. За 2018 год был заметен небольшой рост цен на 1–2%, но ввиду изначально высокой стоимости продукции данная динамика в целом не заметна для потребителей", — отмечает Мария Айриян, специалист департамента конъюнктурных исследований рынка компании IndexBox Russia.
Основной характеристикой, влияющей на цену водного мотоцикла, является мощность двигателя (считается, что 90% цены составляет мотор). Именно от мощности мотора будет зависеть размер транспортного налога, который, к слову, в 2018 году вырос в 2 раза. Сегодня он составляет 250 руб. / л. с. (до 100 л. с. включительно) и 500 руб. / л. с. (свыше 100 л. с.). В результате только транспортный налог за гидроцикл мощностью 300 л. с. за год составит 150 тыс. рублей.
Предсезонное обслуживание гидроцикла обходится примерно от 10 тыс. рублей, консервация в конце сезона — от 5 тыс. рублей. Для транспортировки гидроцикла необходим специальный прицеп, стоимость которого начинается примерно от 50 тыс. рублей, не считая различных аксессуаров (лебедка, спускные лыжи и т. д.).
Также необходимо предусмотреть затраты на экипировку. По закону владелец гидроцикла обязан иметь спасательный жилет. А для нашего прохладного региона также необходим гидрокостюм. Без него через 10 минут активной езды можно замерзнуть, а с ним запас времени увеличивается до 2 часов. Нелишним будет обзавестись специальными очками, которые не тонут в пресной воде.
"В некоторые гидроциклы можно заливать 92–й бензин, в некоторые — даже 87–й, но если мы говорим о гидроцикле за полтора миллиона, то питается он 98–м бензином и съедает его много: в среднем 35 л в час", — прибавляет к расходам Алексей Нигматулин.
Для управления гидроциклом нужно пройти обучение и получить государственное удостоверение на управление маломерным судом. Перед тем как отдать деньги за обучение, стоит определиться, какие районы плавания входят в вашу программу обучения (территориальное море и внутренние воды РФ, внутренние водные пути, внутренние несудоходные водоемы).
За управление незарегистрированным водным мотоциклом грозит штраф в размере 20 тыс. рублей. На 2019 год в Петербурге официально зарегистрировано 655 гидроциклов, еще около 250 не состоят на учете.
"Высокие налоги и штрафы сильно отталкивают людей от покупки гидроцикла. В первую очередь росту рынка будет способствовать снижение налогов и штрафов, во вторую — создание инфраструктуры. Чтобы спустить гидроцикл на воду, требуется либо пологий спуск, либо специальный механизм. Кроме того, необходимы банальные заправки, так как при таком высоком расходе и малом объеме бака часто приходится дозаправляться", — говорит Алексей Нигматулин.
Заместили импорт
Объем рынка катеров пребывает в относительной стагнации, демонстрируя ежегодный рост не более 1%. По данным IndexBox Russia, в 2018 году в России было реализовано 6,4 тыс. катеров. В стоимостном выражении рынок составил 8,9 млрд рублей. На Петербург и Ленобласть приходится порядка 15% общероссийского рынка.
Стоимость катера зависит от класса и размеров судна. Так, стоимость бюджетных катеров российского производства (Fishline, "Афалина") начинается от 200 тыс. рублей. Цены на катера ведущих российских производителей (петербургские Grizzly и North Silver) и импортные катера (Yamaha Aero Gear, Larson Boats, Campion Chase) варьируются от 1,5 млн до 20 млн рублей.
"Рынок катеров низко консолидирован, строительство осуществляет около сотни частных верфей. На долю отечественных производителей приходится порядка 95% рынка, среди ведущих производителей: ООО "Гризли Технологии", ООО "Саитов" (катера Bester), компания "СПЭВ", компания Astron Marine, АО "Костромской судомеханический завод", NorthSilver, ООО "АлексМарин" и др. Указанные производители занимают доли по 4–7% каждый от общего объема рынка", — оценивает Мария Айриян.
Доля катеров российского производства растет из–за девальвации рубля и падения доходов населения.
"Цена нового катера длиной 7–8 м европейского производства с учетом таможенных платежей, доставки и установки (при необходимости) двигателя от 200 л. с. и выше начинается от 5 млн рублей. Катера из Финляндии Buster, Finnmaster, XO, Yamarine становятся предметом роскоши и доступны немногим. 10–15 лет назад такого класса катера только в Петербурге продавались десятками, если не сотнями в год, сейчас это единичные продажи", — констатирует Владимир Галько, представитель компании "Норд Стар Яхтинг".
Портрет покупателя катера: мужчина от 40 лет и старше, достаточно преуспевающий владелец среднего бизнеса. "Новые катера могут себе позволить очень успешные люди, которые хотят сами управлять лодкой без привлечения наемного капитана. Довольно часто подобную технику приобретают владельцы больших яхт, требующих капитана и команду, как еще одну игрушку для владельца", — говорит Владимир Галько.
Дополнительными расходами владельцев катеров станут: стоянка в клубе (в среднем 15 тыс. рублей в месяц в Петербурге), налог на двигатель (150–200 руб. / л. с. в зависимости от места регистрации), ежегодное техническое обслуживание. В результате стоимость владения катером может достигать 300 тыс. рублей в год.
Рынок новых катеров продолжит стагнировать, считают эксперты. "Мне кажется, в ближайшее время мало что изменится. Клиенты отслеживают уровень обязательных расходов. Уменьшение налога на двигатель, таможенной пошлины (в случае с импортным катером) будет способствовать росту продаж", — считает Владимир Галько.