Госдума на минувшей неделе приняла в окончательном чтении законопроект об отмене льготы по НДС для пальмового масла. По словам спикера Вячеслава Володина (на фото), это только частично решает проблему, требующую дальнейшего регулирования. Кроме того, вступили в силу правила сортировки товаров, обязывающие продавцов отделять натуральную молочку от продукции с заменителями молочного жира.
Довольно ироничным выглядит то, что думский "крестовый поход" против пальмового масла возглавил именно Володин. Дело в том, что в СМИ его неоднократно называли в числе тех, кто импортирует это масло в Россию. Впрочем, официально эти подозрения опровергались. Но еще до Володина, в 2018 году, Минсельхоз выступал за полный запрет использования растительных жиров при производстве любых молочных продуктов. Однако чиновникам удалось добиться лишь введения специальной маркировки. Основной поток пальмового масла идет из Индонезии и Малайзии. По данным ФТС, его импорт в 2018 году достиг 1,06 млн т, что в денежном выражении составляет почти $750 млн. C сентября 2018–го по апрель 2019–го в Россию ввезено 772 тыс. т масла. Рост объемов импорта обусловлен его активным использованием в кондитерской и молочной промышленности. Производство молокосодержащих продуктов на основе твердых растительных жиров позволяет производителям на порядок увеличить норму прибыли.
По данным специализированной торговой площадки GlobalDairyTrade (GDT), цены на молочный жир в июле составили $5,4 тыс. за тонну, а пальмовое масло, по данным Malaysian Palm Oil Board (MPOB), стоит на бирже около $453 за тонну. То есть пальмовое масло дешевле молочных жиров более чем в 10 раз даже при всех сопутствующих издержках, связанных с импортом, штрафами и отсутствием налоговых льгот.
Очень часто на отечественном рынке использование пальмового масла при производстве молочной продукции никак не отражается на упаковке, то есть потребителей заведомо вводят в заблуждение. Жители страны к пальмовому маслу относятся скептически. То есть продавцам невыгодно маркировать молочный продукт, в состав которого включены растительные жиры. Именно этот факт стал основополагающим для решения законодателей о разделении продукции на продуктовых полках. Теперь производители натуральной "молочки" оказались в привилегированном положении. "Мы не импортируем пальмовое масло и не производим на территории РФ продукты с ним", — прокомментировала "ДП" ситуацию Евгения Фалькова, директор по корпоративным отношениям в регионе Запад, Danone Россия. "Такой ингредиент мы не закупаем и не используем", — подтвердили "ДП" в пресс–службе "Фацер". Но это скорее исключение из правил.
В мае экспертиза петербургской организации потребителей "Общественный контроль" проверила 12 видов молока на полках города и обнаружила, что требованиям ГОСТа полностью соответствовали лишь восемь образцов, среди которых петербургский Пискаревский молочный завод, а также производители из Нижегородской, Калужской, Воронежской и Вологодской областей, из Ставропольского края и Брянска. А в четырех образцах молока содержались жиры немолочного происхождения, причем в трех из них растительные жиры полностью заместили молочные. Фальсификаты реализовывались в магазинах "Семишагофф", "Магнит", "О’Кей" и "Сезон". К ним отнесли молоко ТМ "Южное", изготовленное ООО "ВСР" (Ростовская область), продукт, изготовленный ООО "Останкинский молочный комбинат" под маркой "Торговый дом Сметанин", молоко от ООО "Молодел" и ООО "Молоко" (Московская область). Недавно в Северной столице на 300 тыс. рублей был оштрафован производитель молочной продукции ООО "Голландия плюс". Сметана, которую реализовывала компания, содержала растительные масла и жиры на растительной основе. В июне "Общественный контроль" заявил, что проверил 10 образцов пломбира на базе испытательной лаборатории и в трех их них выявил растительные жиры, не заявленные на упаковке. В пресс–релизе организации говорилось, что "в мороженом "Снежное лакомство" — частная марка крупнейшей в России торговой сети "Магнит" — их доля в жировой фазе превышает 80%, а в пломбире "Лента" молочный жир замещен растительным почти на 70%". В "Общественном контроле" сообщили, что ежегодно в ходе своих исследований выявляют 10–40% фальшивого мороженого в магазинах Петербурга. "Фальсифицированное мороженое чаще всего выпускается и продается под частными марками торговых сетей", — уточнили в организации. Там отметили, что "антирекорд был поставлен в 2014–м, когда после введения западных санкций качество российских пищевых продуктов резко упало и из 10 проверенных в лаборатории образцов пломбира сразу четыре оказались с растительными жирами, хотя в мороженом по ГОСТу их быть не должно".
Многие игроки рынка уверены, что торговые сети зачастую не знают, что продают, для них главное — дешевизна, а значит — массовая доступность продукта. По мнению главы Россельхознадзора Сергея Данкверта, доля молочной продукции, вводящей потребителя в заблуждение, то есть, другими словами, фальсификата, на российском рынке может достигать 20%.
По мнению исполнительного директора ЛОТПП Игоря Муравьева, надо бороться не с пальмовым маслом и не с пищевой добавкой, а с фальсификатом, где использование пальмового масла никак не отмечено. "Пальмовое масло бывает разное, в том числе и техническое. Недобросовестный бизнес может использовать как раз самые низшие сорта, которые наносят вред здоровью. А вообще в пальмовом масле как таковом при правильном его применении, в разумных дозировках, нет ничего плохого", — добавляет исполнительный директор ЛОТПП.
"Суть вопроса не в самом пальмовом масле, а в его качестве, ведь бывает масло машинное, а бывает сливочное — и то и другое можно назвать маслом. В ряде случаев пальмовое масло должно быть в продуктах детского питания, ведь высококачественное пальмовое масло содержит важные составляющие, особые жирные кислоты, необходимые организму. Огромный спектр пальмового масла добавляется в продукты питания, поэтому на этом рынке очень много спекуляций. И часто в продукции — я не имею в виду детское питание — содержится "техническое" пальмовое масло, не имеющее должной степени очистки. Конечно, такое масло не должно добавляться в продукты! В случае если растительные жиры, в том числе пальмовое масло, добавлены в продукт, это обязательно должно быть указано на этикетной надписи наряду с другими параметрами состава продукта. Потребитель должен знать точный состав продукта и сделать осознанный выбор при его покупке", — подтверждает Елена Булатова, главный внештатный специалист по питанию детей комитета по здравоохранению Петербурга.
Качественные молочные жиры лучше, и с этим никто не спорит, но это дорогой продукт, а производитель пищевой продукции должен давать выбор людям с разным достатком и возможностями. Например, даже в Советском Союзе, при его жесточайших ГОСТах, были сливочное масло и маргарин, последний пользовался популярностью у студентов, малообеспеченных граждан, пенсионеров. И сегодня человек должен прийти в магазин и покупать, ориентируясь на размер своего кошелька, но при этом знать — где продукция с молочными жирами, а где — с их заменителями.
"Пальмовое масло используется многими крупными компаниями, в том числе Ленинградской области: в кондитерской сфере, в производстве мороженого и во многих других. Ничего плохого в этом нет, если это качественное масло и его дозировка и использование четко отражены в рецептуре продукта. Стоимость любого товара зависит от объемов. Понятно, что априори продукт с использованием пальмового масла дешевле, причем существенно, особенно при закупках крупными партиями. Крупнейшие потребители пальмового масла — международные корпорации "Нестле" (Nestle), "Юнилевер" (Unilever). Их продукция известна, и производство у них по всему миру, в том числе и у нас. Это честная, понятная история, когда я сам выбираю то, что мне купить. И то, что я купил, — это действительно та рецептура, которая указана на упаковке", — констатирует исполнительный директор ЛОТПП.
Наталья Бурковская, Светлана Афонина, Юлия Куликова
“
Все производители натуральных молочных продуктов сегодня конкурируют на полках магазинов с продукцией, включающей заменители молочного жира и белка. Производители либо не информируют о замене (а это называется фальсификация), либо делают это мелким шрифтом. Цена же такого продукта будет существенно дешевле. Всевозможные творожки и творожные массы, которые на первый взгляд кажутся покупателям натуральными, на самом деле содержат заменитель молочного жира. Мера по разделению полки на продукцию с заменителем и без, я надеюсь, рано или поздно заработает. Но производители молочных продуктов выступают за полный запрет заменителей, как в большинстве цивилизованных стран. Никакими полумерами не защитить честного производителя и переработчика.
Георгий Житмарев
Коммерческий директор Пискаревского молочного завода
“
В целом указанные изменения в региональном законодательстве отражают общегосударственный тренд сбережения здоровья людей. Здорово, что петербургские депутаты в стороне не остались, им интересно, какие продукты приобретают наши жители. Правда, среди опрошенных нами предпринимателей не нашлось тех, кто производит пальмовое масло в Петербурге или Ленинградской области. Розлив, транспортировка, использование — да, однозначно. Этот законопроект не повлечет за собой каких–либо изменений деятельности предпринимателей нашего региона. Нет никаких сведений и о планируемом объеме увеличения доходов бюджета Петербурга.
Станислав Потапов
Заместитель генерального директора Союза Промышленников и предпринимателей Ленобласти
В контексте
На современном рынке пищевых продуктов медленно, но очень уверено идет деление на еду для бедных и для богатых. В принципе, это социальное явление не ново для мира, но его вектор развития вызывает опасения у врачей и генетиков. Особенно проблема заметна в странах с неустойчивой экономической моделью. К сожалению, в их число входит и Россия.
Структура питания широких слоев населения РФ изменилась: вместо натуральных (дорогих) продуктов люди все чаще покупают и едят фальсифицированные — дешевые. Виной тому обнищание людей, безграмотность потребителя и жадность бизнеса.
Еда для бедных внешне мало отличается от качественной пищи: на вид те же пакеты, бутылочки, марки и наименования, но нет. Эволюция еды в России показательна: от знаменитой «осетрины второй свежести» до стейка с содержанием мяса. В мясных отделах легко можно купить шницель, отбивную или котлету из сои, бобов, подсолнечного масла и других растительных компонентов. А что уж говорить про сосиски и колбасы. Аналогично в молочных отделах — на этикетках продуктов значится: из растительных жиров с добавлением молока. И это не дань вегетарианской моде или борьба за живую природу, а норма.
Естественно, что бизнес стремится к получению прибыли за счет минимизации себестоимости товара, но делать это необходимо в четких правовых и этических нормах. То есть честно информировать потребителя о составе продукта, и не мелким шрифтом в самом низу, а так, чтобы было видно и понятно без лупы, что человек будет употреблять в пищу.
Как показывают социсследования, довольно большую часть наших сограждан не остановит тот факт, что крабовые палочки — это рыбное изделие с добавлением красящего вещества (контаксатина), бифштекс — мясосодержащий продукт с ферментом для склеивания мясных белков (трансглютаминазой), йогурт — молокосодержащий продукт на основе сои.
Потребление дешевой еды подогревают ученые, которые все напоминают, что ресурсы планеты весьма и весьма ограниченны. Конечно, пока разговоры о готовой белковой смеси, синтезированной при помощи химических веществ, которую будут выдавать по талонам людям для восполнения необходимой энергии, витаминов, микро– и макроэлементов, — фантастика. Но в этих теориях лишь очень небольшое число людей (около 1 %) смогут есть полноценно и вкусно.
Но чем нас только не пугали: и генетически модифицированная кукуруза, и китайская соя, и глутамат, и трансжиры, и мясо овечки Долли из пробирки, и чернобыльские грибы, и куриные окорока американских бройлеров с антибиотиками, и говядина из стран, где лютует повальное бешенство… Но, как бы страшно ни было российскому потребителю, он продолжает экономить на еде и покупает дешевые продукты.
Наталья Бурковская