Во время обострения гражданского противостояния самое главное — сохранить способность самостоятельно мыслить. А это очень трудно, когда с разных сторон на тебя льются потоки пропаганды. Но давайте попробуем.
Одно из действенных орудий пропаганды (с любой стороны) — попытка воззвать к чувству совести. Объясняем на карточках, что с этим не так.
"Если вам стыдно за происходящее в стране...", "Совесть призывает нас выйти на улицы...", "Это наш гражданский долг..." — согласны, узнали?
А потом выясняется, что лично у вас, например, нет совести, потому что вы не пошли на какой-нибудь там митинг.
Но как это связано? Вы не обязаны чувствовать себя плохим и бессовестным, если не пошли на митинг. Никто не имеет права тыкать вас мордочкой в чувство стыда из-за ваших политических взглядов или их отсутствия. Тем не менее это происходит, и вот политическое противостояние окрашивается общечеловеческим пафосом.
Трудно не преисполниться праведным гневом, когда взывают к самым дорогим чувствам. В дни обострения гражданского противостояния это работает еще сильнее. Слыша с разных сторон праведные призывы, очень легко поддаться им, чтобы стать частью чего-то большего, чем ты. Показать, кто ты есть! Показать, кто вы есть, ведь "ты" очень легко превратить в "вы".
А когда ты объят гневом, тут уже не до вопросов к самому себе и к тем, кто, собственно, зовет тебя на правое дело. А вопросы есть, и задать их стоило бы.
Например: а какое отношение, собственно, понятия стыда, совести и мужества имеют к данному конкретному политическому вопросу? Нет, тут трудно поспорить: иногда действительно имеют, и самое прямое. А сейчас? Вот конкретно сейчас. И те, кто взывает к совести и долгу — руководствуются ли сами этими принципами?
А может быть, попытки вплести понятия совести и долга в обслуживание собственных политических амбиций не особо сочетаются с той же самой совестью?
Это, если что, не риторические вопросы, это то, о чем стоит прямо спросить, когда вы слышите подобные слова. Может быть, и руководствуются. Может быть, и сочетаются. Всякое бывает.
Яркие фотографии с плюшевыми мишками на фоне Росгвардии, единение народа, гражданское мужество. Будь с нами! Будь честным! Только опять вопрос: а не выглядит ли это, как бы так сказать... манипулятивно?
Если вам кажется, что кто-то специально пытается навязать вам сильную эмоциональную реакцию на происходящее, то вам не кажется.
Апелляция к чувствам совести и стыда в политических вопросах — это чаще всего именно манипуляция. Может быть, осознанная, а может, и неосознанная — от тех, кто тоже поддался на эту манипуляцию.
Конечно, если вы поддались на манипуляцию, это ни в коем случае не делает вас плохим или неправильным человеком. Не вы в этом виноваты. Важно понимать, как это работает.
В гражданском противостоянии воззвать к чувству совести, действительно, очень легко. Достаточно объявить одних людей плохими и неправыми, а других — хорошими и стоящими за правое дело. Мы за все хорошее против злой власти! И тут же политическая подоплека обрастает личностными идеалами. Смелость. Гражданское мужество. Опять же совесть. Опять же стыд, потому что, оказывается, стыдно не поддерживать тех, кто за все хорошее.
Потом манипуляция раскручивается и выходит на новый уровень, вплоть до расчеловечивания противника в самом прямом смысле. Конечно, ведь это мы, те, кто вышли на протест, — нормальные люди, а эти, в погонах, — цепные псы режима, сатрапы, безвольные винтики системы.
И уже потом эта спираль раскрутится до понятия "враг не человек". А когда враг не человек, его можно, например, убить, и это будет как будто бы даже правильно.
Как-то так начинается кровопролитие, как-то так происходит война.
И где-то здесь, в центре этой закрученной спирали, уже может появиться вопрос: а при чем здесь, собственно, понятия совести и стыда, о которых нам говорят?
Но это мы уже, конечно, далеко зашли.
Хотя, стоп, почему далеко? У нас перед глазами есть пример, когда спираль манипуляции через пафос и нагнетание истерики раскрутилась именно таким способом. От "мы за все хорошее" до "врага нужно убить, потому что он не человек" на самом деле не так уж и далеко. Это сейчас может казаться, что далеко. Нет.
Действительно, бывают ситуации, когда мир делится на черное и белое, когда противостояние становится зримым и фактическим, а врага нужно убить, потому что он — враг. Вы все знаете, что это за ситуации.
А вот имеет ли происходящее здесь и сейчас какое-либо отношение к такой ситуации — уже вопрос, над которым стоит подумать каждый раз, когда кто-то предлагает вам разделить мир на черное и белое.
Нужно ли это лично вам?
Нет, конечно, если действительно нужно, никаких вопросов, вперед. Но лучше, если это будет взвешенное решение взрослого человека, а не рефлексия на поводу у манипуляторов.
Впрочем, есть ощущение, что манипуляторам вряд ли нужны взрослые люди, умеющие принимать решения.