В теории механизмы бизнеса кажутся очевидными: есть хороший продукт — будут отличные продажи. Но в инстаграмную эру одного лишь качества недостаточно. В борьбе за покупателя необходимыми союзниками становятся художники и иллюстраторы.
Отечественный бизнес стал уделять большое внимание упаковке готовой продукции.
"Художников и иллюстраторов ищут рекламные агентства, торгово–производственные компании, издательства. Спектр задач разнообразный: роспись сувенирной продукции и арт–объектов, дизайн полиграфии или элементов сайта, создание принтов и иллюстраций к анимационным роликам, разработка эскизов персонажей", — описывают спрос представители портала Superjob. По информации сервиса, в среднем мастера просят за свои услуги от 50 тыс. до 120 тыс. рублей.
Если обратить свое предпринимательское внимание на красочный и зазывной дизайн, то продукт, очевидно, захотят не только купить, но и сфотографировать, а потом показать друзьям в соцсетях. Такая стихийная, сама себя производящая реклама запускает, пожалуй, один из самых эффективных механизмов для любого бизнеса — сарафанное радио. Не всегда рабочий, но традиционно недешевый таргетинг зачастую может только позавидовать таким результатам.
Предпринимателям стало удобнее единовременно заплатить за "вирусный" или просто эстетичный образ бренда художнику, а не много раз — рекламщику. Так буквально за несколько лет иллюстраторы, дизайнеры и даже граффити–райтеры обзавелись новыми точками приложения, рабочими местами.
"С одной стороны, предложений для художников и иллюстраторов не так много. С другой — наблюдается реальная нехватка специалистов. Например, для создания анимации иллюстраторов искали долго. На качество портфолио художников работодатели мне также недавно жаловались", — рассказывает Юлия Демченкова, основательница и руководительница проекта "Вакансии для хороших людей", который собирает в основном "творческие" предложения о работе на сайте, в группе "ВКонтакте" и на канале в Telegram.
Комфорт в глазах смотрящего
Чтобы не наткнуться на горе–художника, компании иногда вынуждены прибегать к экспертному мнению со стороны. Например, строительная компания "Ойкумена" обратилась за советом в Институт исследования стрит–арта. Результат — несколько корпусов, расписанных вчерашними граффити–художниками. Каждая роспись занимает примерно 1 тыс. м2 и создавалась от 4–5 дней до нескольких недель. Средняя рыночная стоимость 1 м2 работы — порядка 2–3 тыс. рублей. Для самих художников такая работа оказалась интересным, но нелегким опытом. "Постепенно привыкаешь к технике, с которой работаешь на высоте, и все больше ей доверяешь. Хотя из–за сроков и большого объема росписи устаешь: это не сидеть в студии за холстом. И все же опыт огромный", — делится впечатлениями один из художников Рустам Салемгараев (творческий псевдоним — QBic).
Один из трендов последнего времени — создание комфортной обстановки не только в доме, но и на рабочем месте. Художники и дизайнеры преуспевают и в этом — иногда даже не целенаправленно. Так, например, произошло с муралами (расписанными стенами) в пространстве "Севкабель Порт". "Они в итоге стали одной из наших визитных карточек. То, что люди их оценили по достоинству, мы окончательно поняли, когда увидели, что даже сотрудники завода "Севкабель" выкладывают селфи с ними. Хотя изначально они довольно критично относились к тому, что старый цех разрисуют", — вспоминает председатель совета директоров группы компаний "Севкабель" Александр Вознесенский.
О необходимости максимально приятного рабочего места говорят и в "Яндексе". "На настроение и продуктивность сотрудников напрямую влияет атмосфера в офисах. У нас они открыты 24/7. Сотрудники могут работать там, где им удобно, — на своем месте, в мягких зонах и даже лежа в гамаке на веранде. Везде на стенах офиса есть белые виниловые обои — на них в ходе дискуссий можно записывать маркерами идеи", — рассказывает руководитель академических программ "Яндекса" Сергей Чернышев.
Эффект через эффектность
Иначе обстоит дело с кофейнями и ресторанами: здесь важен не только комфорт гостя, но и продвижение локации в соцсетях. Выделиться в конкурентной среде снова помогают художники: расписывают стены так, что те становятся произведениями "инстаграмного искусства". Вот он, готовый рекламный ход для малого бизнеса.
"Наша художница взяла неделю на то, чтобы разработать скетч — набросок, — вспоминает Евгения Чева, владелица кофейни "Щегол", на стене которой нарисована огромная птица. — Однажды она принесла мне рисунок на куске плитки — проверяла на совместимость краски и поверхность. Затем, помню, примеряли на стену макет птицы, сделанный из ватманов. В итоге непосредственно на отрисовку щегла ушло 3 дня".
Но, как оказывается, для продвижения кофеен важны не только большие настенные, но и малые "настаканные" формы. Бумажные стаканчики с уникальными иллюстрациями посетители не только фотографируют в разных частях города, но и уносят с собой: выбросить рука не поднимается. "Меняем дизайн стаканов примерно 2 раза в год. Траты возвращаются косвенно, но отметок в социальных сетях точно стало гораздо больше", — говорят в сети Coffee Therapy.
Для других сетей художники становятся не просто приглашенными, а штатными работниками (рисуют экспресс–портрет гостя маркерами на стаканчике). "Мы ищем художников через HeadHunter. Поиски не занимают много времени: есть немало ребят, которые хотят зарабатывать на своем любимом деле", — делится опытом владелец сети Sokol Coffee Александр Соколовский.
И все же за "картинкой", даже самой фотогеничной, не стоит забывать о качестве продукта. "Прямое влияние брендинга на продажи весьма условное. Финансовые показатели вряд ли глобально меняются от хорошего логотипа. Но в случае положительного свойства этих финансовых показателей креативный знак, очевидно, будет с ними ассоциироваться. Хорошая айдентика — как удачно подобранный и ладно сидящий костюм: располагает с первого взгляда", — убежден креативный директор брендингового агентства "Супрематика" Владимир Лифанов.
Получается, что в идеале компаниям необходимо быть и умными, и красивыми. Причем так должна считать не только родня предпринимателя. По сути, работа с художниками, иллюстраторами, дизайнерами — не первостепенная, но значительная для бизнеса задача.