09:4705 августа 201909:47
465просмотров
09:4705 августа 2019
Дешево или дорого обходится топливо россиянам. Сколько литров бензина может купить средний россиян на свою зарплату?
Как подсчитал "РИА Рейтинг" (на основе данных Еврокомиссии, статкомитетов и регулирующих органов стран, ОЭСР и Центробанка России) — 927 л. Немало. Но средний житель Люксембурга, например, может приобрести в 3 раза больше — 2855 л. Эта страна возглавляет рейтинг стран Европы по доступности бензина для жителей. В нем Россия расположилась на 16–й строчке — из 33 возможных. Последнюю ступень заняла Украина. И это несмотря на то, что стоимость топлива в этой стране — одна из самых низких в Европе. Так, литр 95–го бензина подешевел на 1,3% с начала 2019 года и стоит в пересчете на наши деньги 74 рубля. Однако жители в месяц могут приобрести только 280 л топлива. Выгоднее всего заправить машину в Казахстане — по цене 28 рублей за литр 95–го и 32 рубля — дизеля. Россия дышит Казахстану в спину с литром 95–го за 45,5 рубля и 46 рублей за литр дизеля. Самое дорогое горючее в Нидерландах (118,7 рубля за литр АИ–95), но по его доступности для граждан страна находится на седьмой строчке.
Однако "вместимость" бензина в среднюю зарплату — показатель, который экономистам мало о чем говорит. "Главная причина его нерепрезентативности — разное налогообложение топлива в разных странах, — уверен доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела (ФФБД) РАНХиГС Сергей Хестанов. — В цене бензина более половины составляют налоги и акцизы, их величина сильно влияет на розничную цену (временами бензин в США бывает дешевле, чем в России). Для Европы уровень налогообложения сопоставим с российским. Поэтому для этих стран показатель неплохо коррелирует с уровнем дохода населения. Если же допустить, что со временем цена бензина в РФ приблизится к европейской (а в 2024–м планируется обнулить экспортную пошлину), то Россия переместится на 32–е место — между Болгарией и Украиной".
К слову, о ценах. По данным ЦДУ ТЭК, к концу июля в Петербурге повысилась стоимость всех видов нефтепродуктов. Средняя цена на АИ–92 поднялась до 42,29 рубля за 1 л (плюс 0,03 рубля). Литр 95–го стоит 45,62 рубля (плюс 0,02 рубля), а литр ДТ — 46,11 рубля (плюс 0,04 рубля).
Шуму на рынке навела "Роснефть", купившая 100% акций ПТК с нефтебазами в придачу. "ДП" подробно писал об этом в пятницу (№109 от 2 августа 2019 года). До конца года также ожидается завершение сделки между Neste и "Татнефтью". Эксперты рынка говорят о сокращении доли независимых АЗС в Петербурге до 20%. Дальше битва за потребителя развернется между тремя нефтяными гигантами: "ЛУКОЙЛом" (24% рынка), "Роснефтью" (27% рынка) и "Татнефтью" (потенциальные 12%).
Коктейль "Хлорорганический"
Не снижается громкость звучания скандалов вокруг "Дружбы". В Reuters благодаря собственным источникам узнали об озвученной на совещании в Минэнерго идее "Транснефти" о способе сбыть некондиционную нефть. Компания предложила подмешивать нефть с хлорорганикой в чистые потоки, чтобы не превышать введенную с 1 июля норму 6 ppm. Это приведет к росту уровня содержания хлорорганики с 1 до 5 ppm в Приморске и Новороссийске и до 3,5 ppm в Усть–Луге. Грязное сырье ухудшит качество Urals, отгружаемой с этих точек, а затем попадет на НПЗ в Центральной России. Нефтекомпании не согласились с этой схемой. Повышенное содержание хлорорганики будет сохраняться до 2020–2021 годов и приведет к очевидным убыткам.
Конфликт между "Роснефтью" и транснациональным оператором на фоне скандала с хлорорганикой вышел в публичную плоскость. Глава "Роснефти" Игорь Сечин во время визита на один из НПЗ компании в Германии похвалил руководство и работников НПЗ за предотвращение поломки оборудования завода, загрязнения окружающей среды и прочие благие дела. "Транснефть" отреагировала на это претензией, что "Роснефть"–де сговорилась с ФАС и блокировала законопроект о магистральном трубопроводном транспорте, в котором был раздел о контроле качества сырья перед отправкой потребителям. Компанию упрекнули, что она не захотела нести расходы по ужесточению контроля качества нефти и что вообще для "Роснефти" деньги превыше всего.
Однако последнее слово не осталось за нефтепроводными монополистами. "Хотелось бы вместо неконструктивных комментариев увидеть внятный и публичный план мероприятий, исключающих в перспективе махинации с сырьем в системе магистральных трубопроводов", — парировали в "Роснефти".
Никак не дают теме с грязной нефтью выпасть информационным осадком. Новый поворот — пик хлорорганики поймали на Волгоградском НПЗ "ЛУКОЙЛа". Причем еще за 2 недели до того, как кричать о загрязненной нефти начали белорусские партнеры. Эта ситуация не вызвала взаимных претензий между "ЛУКОЙЛом" и "Транснефтью" — по крайней мере публично. И тем более ее никак не связывают со скандалом о "Дружбе", где официальная версия — злонамеренный вброс хлорорганики с целью сокрытия хищения нефти.
А в Минэнерго тем временем официально подтвердили, что загрязненная нефть уже подмешивается в чистую в порту Усть–Луга. По состоянию на конец июля содержание хлорорганических примесей в нефти, отгружаемой в порту, составляло 2,8 ppm. "Конечно, немножко подмешивается. Мы как раз даем рынку понимание на перспективу, что это достаточно стабильно, что это 3–4 ppm всегда. Это содержание, которое все заводы могут принимать", — подчеркнул глава департамента переработки нефти и газа Минэнерго Антон Рубцов.
"Такая операция довольно затратная и оценивается в миллионы долларов за каждый нефтяной танкер. Если в процессе смешивания содержание хлоридов будет доведено до уровня 4 промилей, то я не думаю, что от этого пострадает оборудование НПЗ. Согласно принятому странами ЕАЭС техническому регламенту, содержание хлоридов в нефти должно быть не более 6 промилей", — говорит эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.
Невозможно просчитать
В мире внимательно следят за кипением конфликтов в Персидском заливе. Новую порцию топлива в большой костер подлил Иран, задержав в Ормузском проливе британский танкер. От этой новости цена Brent выросла сразу же почти на 2%.
"Постоянно меняющаяся картина в Персидском заливе — яркий спекулятивный фактор для рынка нефти, поэтому любые новости с этой стороны реализуются инвесторами быстро и мощно. Здесь невозможно просчитать варианты развития событий, именно поэтому реакции настолько масштабные", — считает старший аналитик Информационно–аналитического центра "Альпари" (ИАЦ "Альпари") Анна Бодрова.
Сейчас явными "бычьими" сигналами для рынка нефти являются сокращение запасов нефти в США и уменьшение там численности буровых установок, а также загруженность местных НПЗ. Среднесрочно цены на нефть Brent в августе могут оставаться в пределах $62–66, что является достаточно широким торговым коридором.
"Мы считаем, что в августе продолжающееся сезонное сокращение коммерческих запасов должно оказать краткосрочную поддержку ценам на нефть. В дальнейшем ситуация уже не выглядит так оптимистично, если, конечно же, США и Китаю не удастся осуществить внезапный прорыв в торговых переговорах. В настоящий момент перспективы конъюнктуры рынка не выглядят благоприятно, инвесторы, как следствие, не готовы открывать длинные позиции всего на пару месяцев, и мало кто из участников рынка сейчас верит в улучшение ситуации.
Согласно последним оценкам МЭА, для поддержания баланса на рынке нефти суточная добыча ОПЕК в IV квартале 2019 года должна оставаться на текущих уровнях, а в I квартале 2020–го должна составить всего 28 млн баррелей, что почти на 2 млн баррелей меньше, чем в июне этого года. При этом инвесторы сильно сомневаются в том, что члены ОПЕК+ согласуют более существенные ограничения добычи нефти на следующем саммите в декабре", — полагает Михаил Шейбе, стратег Сбербанка по операциям на товарно–сырьевых рынках.