Петербургу не по силам самостоятельно развивать транспортную инфраструктуру. На реализацию своих планов городские чиновники попросили у федеральных коллег свыше 50 млрд рублей.
В 2019 году на строительство новых дорог в Петербурге из городского бюджета было направлено 11,39 млрд рублей. Это на 1,65 млрд меньше, чем было освоено годом ранее. В 2018 и 2019 годах финансирование из федерального бюджета не выделялось. Сегодня в городе ведутся строительные работы на 16 объектах.
Несколько новых контрактов было заключено в этом году. Так, строительство участка Софийской улицы от пересечения с Колпинским шоссе до Заводского проспекта в Колпино за 2,16 млрд рублей ведет АО "Буер". В Красносельском районе АО "ПО "Возрождение" построит дорогу от улицы Пионерстроя до пересечения с проспектом Буденного за 970,58 млн рублей.
В Московском районе новую улицу от Дунайского проспекта до Южного полукольца Октябрьской железной дороги стоимостью 721 млн рублей проложит ЗАО "Трест" до середины 2020 года. К концу 2021 года появится продолжение Варшавской улицы от набережной Обводного канала до Малой Митрофаньевской ул. — дорогу за 570,8 млн рублей построит ООО "СК "Орион плюс". ЗАО "АБЗ–Дорстрой" досталось строительство путепровода на пересечении транспортного обхода Красного Села и ул. Свободы. Цена контракта — 677,6 млн рублей.
В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Санкт–Петербурга (КРТИ) утверждают, что "без федерального софинансирования Петербургу в одиночку не под силу развивать инфраструктурные проекты на перспективу".
Поэтому в 2019 году городские чиновники запросили из федерального бюджета более 54,4 млрд рублей до 2024 года. В списке объектов, на строительство которых запрашивалось дополнительное финансирование, развязка на пересечении Московского шоссе и Дунайского проспекта, реконструкция Приморского шоссе, 1–й этап Южной широтной магистрали, реконструкция Московского шоссе (автодорога М–10 "Россия"), строительство магистрали М–49 на участке от Приморского шоссе до развязки с ЗСД, Южно–Волхонская дорога и другие.
Полным ходом идет работа по воплощению проекта Широтной магистрали с переправой через Неву в створе улиц Фаянсовая — Зольная, она же Восточный скоростной диаметр (ВСД). Стоимость строительства новой трассы по схеме государственно–частного партнерства (ГЧП) оценивается приблизительно в 160 млрд рублей, из которых 87 млрд рублей будет выделено из федерального и городского бюджетов. Планируется, что ВСД будет построен к 2025 году.
"Трассировка магистрали согласована, учтены все интересы, определены пути решения возможных проблем", — сообщили в КРТИ. В частности, разработаны и утверждены проекты планировки территории (ППТ) по первому и второму этапам магистрали: от примыкания к ЗСД до пересечения с Витебским проспектом и от Витебского проспекта до Союзного проспекта.
Соглашение о начале работ по проекту создания примыкания ЗСД к Витебскому проспекту на прошедшем ПМЭФ–2019 подписали представители ООО "Магистраль Северной столицы" (МСС), акционерами которого выступают ВТБ, Газпромбанк и кипрская компания "Блогнот лимитед", Санкт–Петербург и принадлежащее городу АО "Западный скоростной диаметр".
В настоящее время ведется разработка ППТ для третьего этапа ВСД — от Союзного проспекта до границы с Ленобластью. Ожидается, что к осени проект планировки будет вынесен на общественные слушания. Также по заказу ОАО "ЗСД" идет разработка проектно–сметной документации по всем трем этапам дороги. Выполнено проектирование в части подготовки территории под строительство.
Одновременно с этим КРТИ готовит документацию для решения имущественно–земельных вопросов при реализации магистрали. Практически вся трасса ВСД будет проходить в полосе отвода существующей железной дороги. Окончательное решение по федеральной поддержке проекта будет принято до конца 2019 года.
Госзаказ обеспечивает до 80% рынка дорожного строительства в Санкт-Петербурге, оценивает руководитель специальных проектов "Геоизол" Денис Можаев. "В недавнем прошлом госзаказ дополняли крупные концессионные проекты. Так, в рамках ГЧП велось строительство ЗСД, скоростной трамвайной линии "Чижик", — отмечает он.
По мнению Дениса Можаева, драйвером дорожной отрасли станет реализация ВСД, строительство подземных дорожных развязок, объединенных с торговой и промышленной инфраструктурой города, а также путепроводов в новые жилые микрорайоны, расположенные за КАД.
Некоторые эксперты считают преждевременной реализацию ВСД. "Петербург вышел из многозатратного ЗСД, когда значительные средства, которые могли бы идти на внутригородские объекты, направлялись на одну мегастройку. И грядущий ВСД — такой же мегапроект", — говорит Кирилл Иванов, глава ассоциации "Дормост".
По его словам, если к ЗСД город подошел в значительной степени подготовленным — за период 1998–2008 годов было введено более 100 новых объектов транспортной инфраструктуры, — то сегодня этого нет. "Необходимо именно сейчас, воспользовавшись передышкой, за счет небольших заказов по 300–700 млн рублей и восстановить дефицит в транспортной инфраструктуре, и вырастить новых подрядчиков", — считает Кирилл Иванов.
Сегодня крупных дорожных компаний в городе остались единицы: ЗАО "АБЗ–Дорстрой", АО "ВАД", ООО "СК "Орион плюс", АО "ПО "Возрождение".
"Власти города поддерживают развитие отрасли. Однако ежедневные городские пробки говорят о том, что финансирование не успевает за темпами развития Петербурга", — говорит о дефиците инвестиций Денис Можаев.