Подъемный механизм. Рынок лифтового оборудования вырос за счет жилья

Автор фото: Максим Змеев

Рынок лифтового оборудования прирастает за счет жилищного строительства. Поскольку сократились продажи в рамках программ замены в домах старых подъемников.

Объем российского рынка лифтового оборудования в 2018 году вырос на 13% и составил 45,68 тыс. штук. В Петербурге было смонтировано на 29% больше лифтов (4240 штук), чем годом ранее, а в Ленинградской области, напротив, установлено меньше на 18,5% (819 штук), свидетельствуют данные комитета по аналитике и статистике Национального лифтового союза.
"Доля лифтового оборудования для жилищного строительства растет с каждым годом благодаря реализации государственных программ и развитию жилищного фонда. В 2018 году на данный сегмент пришлось порядка 75% рынка", — оценивает Мария Айриян, специалист аналитического департамента компании IndexBox.
Росту рынка лифтового оборудования в Петербурге в первую очередь способствует активное строительство новых многоквартирных жилых домов. "В настоящее время есть факторы, замедляющие темпы роста строительства нового жилья, а значит, и динамику роста объема рынка лифтового оборудования. К таким факторам можно отнести: падение показателей спроса на новые квартиры, инфляционные процессы на рынке строительных материалов, конструкций и оборудования (в том числе лифтов), нововведения в законодательство и переход на работу через эскроу–счета, регулирующие взаимоотношения строительных компаний и потенциальных покупателей новых квартир и т. д.", — перечисляет Дмитрий Мареев, генеральный директор ООО "Санкт–Петербургский лифтовой завод".
Согласно информации Комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое РФ, лидерами по количеству смонтированных лифтов в 2018 году стали российские производители: ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (ЩЛЗ, завод в г. Щербинка Московской области) и ПАО "Карачаровский механический завод" (Москва) с долей рынка 20,68% и 20,53% соответственно. На третьем месте ОАО "Могилевлифтмаш" из Белоруссии (17,74%), на четвертом — ООО "Отис Лифт" (12%) с заводами в Москве и Петербурге.
Происходит постепенное снижение доли импортной продукции. Если в 2013 году на нее приходилось около 40,5% российского рынка, то в 2018 году — уже 30,6%, отмечают в IndexBox. "Ожидается дальнейшее снижение объемов импортных поставок лифтов на рынок РФ. Увеличению потребления отечественной продукции будет способствовать ее возросшая по сравнению с зарубежными аналогами ценовая привлекательность, а также удобные и выгодные условия поставок", — считает Мария Айриян.
Средняя цена на лифты в России в 2018 году выросла на 15% по отношению к 2017 году и составила 851,6 тыс. рублей за единицу оборудования, подсчитали в IndexBox.
По словам Игоря Януковича, генерального директора компании "МЛМ Нева трейд", стоимость лифтового оборудования в 2018 году увеличилась на 10–30% в зависимости от модели лифта. "Драйверами роста послужили: удорожание металлопроката, увеличение спроса на лифты и повышение налогов. Также на стоимость продукции повлияли необходимость обновления заводов по производству лифтового оборудования, использование новых материалов и компонентов при создании подъемников и рост энергозатрат", — объясняет он.

Капитальная проблема

Развитие рынка также стимулирует замена в многоквартирных домах устаревших лифтов, у которых истек нормативный срок эксплуатации (25 лет). Она осуществляется благодаря региональным программам капитального ремонта и проекту ускоренной замены лифтов Минстроя.
В Петербурге количество лифтов, срок эксплуатации которых превысил 25 лет, составляет около 11 тыс. Это почти четверть от всего лифтового фонда города. В Ленинградской области в замене нуждаются порядка 1,5 тыс. лифтов.
По программе капитального ремонта в период с 2014 по 2017 год в СПб ежегодно менялось около 1,5–2 тыс. лифтов. В прошлом году в Петербурге было заменено рекордно низкое число лифтов — 785 единиц оборудования в 167 многоквартирных домах. В 2019 году планируется заменить 875 лифтов.
Количество устанавливаемых новых лифтов взамен отслуживших срок не покрывает появляющиеся объемы устаревшего оборудования. "Последние 2 года в рамках замены устаревших лифтов обновляется 800–900 единиц оборудования, и примерно 1000 лифтов вырабатывают срок эксплуатации", — констатирует Игорь Янукович. По его оценкам, емкость рынка лифтов для нового строительства и для капремонта в Петербурге и Ленинградской области составляет 3,5–4 тыс. единиц.
"Производителям лифтового оборудования, разумеется, интересно как с экономической точки зрения, так и с целью продвижения на рынке своего оборудования участвовать в таких программах и загружать свои производственные мощности", — рассказывает Дмитрий Мареев. По его словам, в Петербурге при замене устаревшего оборудования предпочтение отдается лифтам ОАО "Могилевлифтмаш", а лифты отечественных производителей почти не используются. В Ленобласти, напротив, крупные заказы достаются российским производителям — ЩЛЗ и ПО "Евролифтмаш".
"В среднем стоимость работ по замене лифта с учетом стоимости оборудования в многоквартирных домах в 2019 году составляет 2,3–2,9 млн рублей и выше. В сегменте строительства нового жилья стоимость работ зависит от требований заказчика как к оборудованию, так и к комплексу работ, которые необходимо выполнить монтажной организации", — говорит Игорь Янукович.
Чтобы быстрее решить проблему изношенных лифтов, эксперт предлагает повысить взнос на капитальный ремонт.
"В Петербурге сумма взноса составляет от 4 до 5 рублей за 1 м2. Для сравнения: в Москве эта цифра в 3 раза выше — 17 рублей. Благодаря экономически обоснованному тарифу проблема изношенных лифтов в столице уже практически решена", — утверждает Игорь Янукович.
"В ближайшие годы на фоне продолжающейся реализации региональных программ капитального ремонта и дальнейшего развития проекта по ускоренной замене изношенного лифтового парка за счет заемных средств постепенное увеличение объемов потребления лифтов составит в среднем 3–4% ежегодно", — прогнозирует Мария Айриян.