Что такое качество жизни и какую роль современные компании могут играть в его повышении, представители предприятий обсудили на круглом столе в "ДП".
Понятие "качество жизни" плотно вошло в современную риторику, его обсуждают на всевозможных дискуссиях, а на правительственном уровне вопрос повышения этого качества озвучивается как один из основополагающих для гармоничного развития общества. По мнению социологов Финансового университета при правительстве РФ, высокое качество жизни подразумевает целый ряд параметров. И один из самых важных — это высокая продолжительность жизни, поддержанная хорошим медицинским обслуживанием.
Но медицина — это только один из факторов, влияющих на продолжительность жизни и здоровье человека. Не менее важен и здоровый образ жизни, который подразумевает не только, как порой сейчас считают апологеты ЗОЖ, грамотные физические нагрузки. Не менее важно качество продуктов и услуг, которые ежедневно получает человек.
Тезис этот совсем не нов. Еще 2,5 тыс. лет назад Гиппократ заявил: "Ты — то, что ты ешь" (в более широком смысле — "то, что ты потребляешь"). Но в современном мире с его противоречивыми информационными потоками потребителю порой сложно понять, какие продукты и услуги действительно стоит включать в свои рацион и расписание для повышения качества жизни, а какие нет. Для того чтобы разобраться с этим вопросом, а также обсудить, какие инновации внедряют промышленные компании в Петербурге и Ленинградской области, редакция "Делового Петербурга" провела круглый стол с привлечением экспертов под названием "Роль производителей товаров и услуг в улучшении качества жизни людей".
"На сегодняшний день есть девять факторов, по которым качество жизни оценивается Европейским центром исследований, — отметил в начале круглого стола Александр Солонин, генеральный директор СРО "Ассоциация частных клиник Санкт–Петербурга". — И среди них здоровье стоит на первом месте. И в первую очередь на продолжительность жизни влияет образ жизни — это 50 и более процентов. А к образу жизни непосредственное отношение имеют все производители товаров и услуг".
Для того чтобы дискуссия получилась более объемной, на круглый стол пригласили представителей органов власти, общественных организаций, руководителей медицинских организаций и сотрудников предприятий из разных отраслей перерабатывающей и пищевой промышленности. И во время обсуждения выяснились, что у всех компаний, которые работают в совершенно разных областях, во многом сходятся устремления, а также сложности, с которыми они сталкиваются на пути к улучшению качества жизни потребителей.
Инновации на благо здоровья
Один из самых важных вопросов, который отметили все участники круглого стола, — необходимость поддерживать инновации или инновационные разработки, направленные на снижение риска от потребления продуктов, входящих в традиционный рацион потребления. Участники дискуссии отметили, что сегодня, в век высоких технологий, именно инновационные технологии являются одним из основных трендов, без следования которому современные компании не могут занимать ведущие позиции на рынке.
"Мы привлекаем врачей и экспертов, ведем очень серьезные инновационные и научные разработки, у нас два серьезных научно–исследовательских центра за рубежом, с исследованиями которых считается весь научный мир, — рассказала Евгения Фалькова, директор по корпоративным связям в регионе Запад группы компаний Danone в России. — С информацией о новых продуктах мы идем к блогерам, принимаем участие в фестивалях, посвященных здоровому образу жизни, поддерживаем всевозможные лайф–стайловые проекты".
Производство алкогольной (и слабоалкогольной) продукции принято считать "заведомо вредной" отраслью. Но тут участников круглого стола ждал сюрприз — оказывается, в этой сфере есть компании, активно продвигающие здоровый образ жизни и стремящиеся к снижению вреда продукции и улучшению качества жизни.
"Пивоваренная отрасль высококонкурентная, что вынуждает заниматься инновациями. В настоящее время пивовары активно развивают слабоалкогольные продукты либо полифункциональные продукты, которые производятся из зерновых продуктов и не содержат алкоголя", — пояснил Дмитрий Афонин, директор по инновациям и исследованиям региона Восточная Европа компании "Балтика".
Не секрет, что исходным сырьем для пивоварения являются зерновые злаки. Но, оказывается, из злаков можно производить не только хмельные напитки, но и гораздо более широкий спектр продукции, вплоть до специальных медицинских продуктов для реабилитации больных после тяжелых операций. Это жидкие безалкогольные среды специального состава, с аминокислотами, белком, с определенным гликемическим индексом.
"Мы разрабатываем новые продукты, но с учетом того, что полифункциональные напитки сейчас никак не регламентированы, нет преференций, чтобы подстегнуть производителя, — какой–то дополнительной налоговой базы либо какой–то продвигающей активности в этой области, поэтому у нас эта деятельность ограничена, — сетует Дмитрий Афонин. — Создание любого инновационного продукта — это сложно и дорого. Естественно, мы затрачиваем огромные деньги, и, если не можем окупить их создание, встает вопрос о целесообразности. Мы, как европейская компания, можем передавать свой опыт в Европу. Но так мы стимулируем другие рынки, а не российский".
Выступление представителя табачной отрасли также было посвящено инновациям. В сфере, в которой, казалось бы, достаточно сложно производить продукцию с пониженным вредом, как выяснилось, тоже всерьез занимаются разработками продукции, улучшающей качество жизни потребителей. А именно создают инновационные продукты, являющиеся лучшей альтернативой традиционным сигаретам.
Стоит отметить, что, несмотря на законодательные ограничения, количество курильщиков в предыдущие годы существенно не уменьшилось, и, по оценке Всемирной организации здравоохранения, в ближайшее время останется на том же уровне.
"Мы говорим о миллиарде людей во всем мире, из которых приблизительно 30 млн живет в Российской Федерации, — рассказывает Дмитрий Улупов, управляющий по научно–исследовательским вопросам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России. — Курение сигарет вызывает множество серьезных заболеваний, в числе которых и сосудистые заболевания, и инфаркт миокарда, и инсульт".
Понимая это, в компании "Филип Моррис Интернэшнл" (ФМИ) начали разработку инновационных продуктов, которые позволили бы существенно снизить вредное воздействие от сигарет на организм курильщиков. Как пояснил Дмитрий Улупов, в основе табака лежит растительный алкалоид никотин, который вызывает зависимость, однако он не является основной причиной заболеваний, связанных с курением: "Еще в 1970–е годы британский психиатр Майкл Рассел заявил: "Люди курят ради никотина, а умирают от смол". То есть наиболее вредны продукты горения, которые попадают в дым, а с ним в легкие".
Создать табакосодержащий продукт, который бы доставлял никотин без горения, но при этом был бы приемлемой заменой традиционным сигаретам, оказалось не так просто. Разработки велись еще с 1990–х годов, но найти баланс приемлемости и снижения вреда, который стал бы достаточно успешен, удалось относительно недавно. "Более 10 лет назад ФМИ начала разрабатывать продукцию с пониженным риском, альтернативную сигаретам, и уже инвестировала более $6 млрд США в разработку, научную оценку и развитие производственных мощностей для большого портфеля бездымной продукции. Компания построила два научно–исследовательских центра в Швейцарии и Сингапуре, где сегодня работает более 400 ученых и экспертов из разных стран мира более чем в 30 дисциплинах, таких как медицина, фармацевтика, токсикология, химия, биология, информатика. Флагманский инновационный продукт компании, электрическая система нагревания табака IQOS, продается в более чем 45 странах мира, включая Россию. Более чем 10 млн совершеннолетних курильщиков уже перешли на его использование, и более 70% из них бросили курить", — подчеркнул Дмитрий Улупов.
Дмитрий Улупов, «Филип Моррис Интернэшнл» в России», и Александр Солонин, СРО «Ассоциация частных клиник Санкт-Петербурга»
Принцип работы IQOS заключается в том, что под контролем точной электроники устройство нагревает табак до температуры не более 350°C, что намного ниже температуры горения табака, а значит, в процессе его использования не образуется ни дыма, ни пепла. При нагревании выделяется аэрозоль, в котором содержание вредных веществ в среднем на 95% ниже, чем в дыме сигареты. Имеющиеся на сегодняшний день результаты доклинических и клинических исследований IQOS говорят о том, что полный переход с сигарет на этот продукт менее вреден, чем продолжение курения сигарет.
Многие прорывные тенденции часто шли вразрез с существующей парадигмой, не сразу принимались обществом, а также часто попадали под запрет и ограничения со стороны регуляторов. История многократно показала, что направления, которые изначально принимались в штыки, в итоге становились движущей силой прогресса во многих областях. Однако государства и в XXI веке иногда предпочитают запрещать новое и незнакомое, вместо того чтобы дать возможность инновационным открытиям приносить пользу обществу.
Законодательство без нужной гибкости
Все участники круглого стола сошлись во мнении, что сегодня в России законотворцы или не успевают отследить новые тенденции, или не в полной мере понимают их специфику.
"Сейчас очень модно такое выражение — риск–ориентированный подход ко всему, — отметила Ольга Пелевина, советник уполномоченного по защите прав предпринимателей в Петербурге. — Нам представляется, что такой подход мог бы использоваться в регулировании производства и оборота инновационных продуктов. Например, тех же заменителей традиционной табачной продукции. Рынок у нас конкурентный, и потребителю надо предоставлять возможность выбирать лучшее".
Согласилась с этой позицией и Вера Штокайло, начальник отдела развития инвестиционной инфраструктуры ГКУ "Агентство экономического развития Ленинградской области": "Производства, выпускающие новые, инновационные продукты, очень важны для экономики и Ленинградской области, и России. Ленобласть активно поддерживает здоровый образ жизни. Экономический блок правительства региона всегда готов к диалогу с бизнесом и готов обсуждать меры поддержки, которые позволят предприятиям внедрять инновации, так как есть заинтересованность в создании производств инновационных продуктов".
"Мы активно поддерживаем предприятия, которые заняты в инновационных производствах, — уверенно заявляет Елена Кириленко, сопредседатель Петербургского регионального отделения "Деловой России" и генеральный директор ООО "Келеанз Медикал". — У нас есть ресурсы, с помощью которых мы можем сделать так, чтобы эти предприятия могли представить свою продукцию на федеральном уровне, могли принять участие в реализации больших серьезных программ".
Но, несмотря на эту поддержку, в реальности ситуация не так радужна, как хотелось бы. Как выяснилось, целый ряд факторов, в том числе государственное регулирование некоторых отраслей, не способствуют повышению мотивации компаний и предприятий активно заниматься инновационными разработками, которые могли бы положительно влиять на общественное здоровье.
"В законодательстве в этом вопросе должна быть определенная гибкость, — поясняет Ольга Пелевина необходимость внесения в законы более рациональных норм, которые не будут создавать препятствия для развития и распространения новых продуктов. — Но с учетом того, что государство поддерживает инновации во всех сферах, надеюсь, что в ближайшее время будут возможны какие–либо подвижки и в этом ключе".
С необходимостью изменения государственного регулирования очень серьезно столкнулись и производители игристых вин. По причине отсутствия возможности доносить до широкого потребителя объективную информацию эта отрасль оказывается под угрозой из–за компаний, выпускающих продукты гораздо худшего качества, но не имеющие законодательных ограничений.
"Есть товарозаменитель, он называется "винный напиток", — рассказывает Андрей Варзунов, директор по маркетингу ЗАО "Игристые вина". — И если в основе игристых вин могут находиться только продукты переработки винограда, то для винных напитков ГОСТ не регламентирует сортовой состав. Абсолютно не регламентировано содержание консервантов, ароматизаторов и усилителей вкуса. Акцизы на такие винные напитки в 2 раза ниже, чем на настоящие игристые вина. И последний "гвоздь в крышку гроба" — это регулирование минимальной розничной цены, которое отсутствует для винных напитков".
Винные напитки по внешнему виду полностью мимикрируют под игристые вина, они разливаются в бутылки такой же формы, имеют такие же пробки, фольгу, мюзле — то есть по всем внешним атрибутам и по размещению на полке продукт полностью идентичен классическому игристому вину. И если потребитель не прочитает этикетку, он не поймет разницы, не узнает, что употребляет товар гораздо более низкого качества.
В результате, как рассказал Андрей Варзунов, за последние 5 лет отрасль игристых вин сократилась в 2 раза, а отрасль газированных винных напитков, наоборот, в 2 раза выросла. Фактически эти две отрасли поменялись по объемам своего производства. Но, как отмечает эксперт, страдает не только отрасль, но и потребитель.
"Мы, разумеется, рассчитываем на государственную поддержку в этом вопросе, — резюмирует Андрей Варзунов. — Что государство наконец вмешается в регулирование отрасли в этой части алкогольного рынка".
С тезисом о том, что законодательство должно быть более гибким, согласился в полной мере и представитель ФМИ Дмитрий Улупов. Как рассказал эксперт из табачной отрасли, сейчас в очень небольшом количестве стран мира есть внятное регулирование новой категории продуктов, основанных на альтернативных технологиях доставки никотина. "Я говорю здесь не только о нагревании табака, но и об электронных сигаретах, — отметил Дмитрий Улупов. — Примеров регулирования мало, и один из примеров, может быть, не самый лучший, но точно самый фундаментальный, — это США".
Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) ввело для инновационных продуктов двухуровневую систему допуска на рынок. Для любого нового табачного продукта (кроме сигарет) производитель должен предоставить в управление целое "досье" научных исследований, проведенных с соблюдением установленных стандартов качества. Это необходимо, чтобы показать, что вывод нового продукта на рынок США отвечает интересам защиты здоровья населения. В FDA детально изучают все представленные документы — в случае с ФМИ это рассмотрение заняло 2 года, — после чего дается разрешение на продажу продукта на рынке США. Второй уровень — это когда FDA разрешает продавать продукт, информируя потребителей, что этот продукт менее вреден.
"Наша компания подала две отдельные заявки в FDA: одну — на разрешение продажи нашего инновационного продукта в США, а вторую — для продажи его как менее вредной системы, чем сигареты. Получение положительного заключения по первой заявке заняло более 2 лет. Объем документов для допуска на второй уровень составил более 2,5 млн страниц. В настоящее время данная заявка все еще находится на рассмотрении, — рассказывает Дмитрий Улупов. — Вот это пример фундаментального регулирования". В России же единого государственного регулирования никотиносодержащих продуктов нет, поясняет эксперт. Сейчас в правительстве идут дискуссии на эту тему, и Минздрав стоит на позиции полного уравнивания инновационных продуктов с сигаретами. "Мы считаем не очень рациональным данный подход. Потому что, если уравнять эти продукты с сигаретами, не будет возможности информировать курильщиков о менее вредных альтернативах. И как следствие — многие курильщики не смогут перейти на менее вредные способы потребления никотина".
Достоверная информация — двигатель прогресса
Во мнении о необходимости большей популяризации и продвижении достоверной информации об инновационных решениях, способствующих улучшению качества жизни потребителей, сошлись все спикеры дискуссии.
"Совершенно согласна с идеей насчет просвещения потребителей, — озвучивает свою позицию по данному вопросу Евгения Фалькова, директор по корпоративным связям в регионе Запад группы компаний Danone в России. — У нас на пяти предприятиях есть экскурсионная программа, и в том числе мы там рассказываем о мифах, которые есть в отношении ЗОЖ, и развеиваем их.
"На длинной дистанции качество жизни, качество продукта — оно выиграет. Люди постепенно начнут смотреть на то, что они едят", — уверена Ирина Снегова, генеральный директор кондитерского объединения "Любимый край". По ее словам, инновации в этой отрасли тоже активно разрабатываются. Так, "Любимым краем" уже разработано и выпускается печенье без сахара, которое на вкус невозможно отличить от традиционного. И этот продукт уже очень популярен среди сладкоежек, следящих за своей фигурой и ведущих здоровый образ жизни.
Ирина Снегова также отметила, что вопрос информированности сегодня стоит очень и очень остро. Многие компании в своих линейках сегодня имеют инновационные продукты, но не все потребители знают об этих продуктах и их преимуществах.
Как и другие участники мероприятия, она отметила, что для решения этой проблемы должны совпадать векторы движения и производителей, и органов государственной власти, и некоммерческих организаций.
Ближе к завершению круглого стола о своей отрасли рассказала Юлия Власенкова, собственник кофейной компании IL Mio. По ее словам, основная проблема тут все та же — потребители выбирают продукты, имеющие негативные качества, потому что не всегда знают о том, как правильно выбирать. По ее словам, необходимо не только информировать потребителей об инновационных продуктах, но и не забывать, что продукция, произведенная и приготавливаемая традиционным образом, также может улучшать качество жизни потребителя. Как пример — кофейная индустрия, в которой кофе свежей обжарки имеет ряд преимуществ и полезных свойств для потребителя.
"Государство стимулирует спрос на медицинские услуги — но не на профилактику, а на лечение болезней, — добавляет Роман Константинов, руководитель группы компаний "Эко–безопасность". — А нам надо повернуться к тем людям, которые не являются сегодня потребителями медицинских услуг здравоохранения, потому что они не болеют. Мы должны работать над тем, чтобы они не заболели как можно дольше. Власти должны культивировать профилактику. Или хотя бы не мешать".
Подводя итоги круглого стола, все участники еще раз пришли к выводу, что, несмотря на различия в продукции, в целом все они смотрят в одну сторону — стремятся сделать так, чтобы их продукция приносила потребителям удовольствие, при этом не ухудшая здоровье. И одно из основных направлений развития — инвестирование и серьезное участие в разработке инновационных продуктов. И проблемы у всех тоже в целом схожие — вне зависимости от того, производит ли компания печенье без сахара, полезные напитки или заменители сигарет, существенно снижающие вред от курения.
И на самом деле проблем этих две — низкая информированность потребителей об инновационных продуктах (и поэтому настороженное отношение к ним), а также законодательство, которое очень специфически подходит к регулированию отдельных отраслей.