Глава коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг" Евгений Минченко объяснил, как предсказать политическое будущее губернатора и что общего у Собянина с Кадыровым.
Инструкция по применению
Каким способом вы оцениваете уровень поддержки внутри Политбюро 2.0?
— У нас большой пул экспертов, который позволяет выявлять те или иные связи. Они используют в том числе инсайдерскую информацию. С другой стороны, есть очевидные общеизвестные факторы.
Как вы определяете уровень поддержки со стороны президента?
— С одной стороны, частота коммуникаций, история личных взаимоотношений. Понятно, что Собянин, с которым Путин дружит долгие годы, пользуется высокой поддержкой. А молодые дарования, которых подобрали по итогам кадровых конкурсов, личной поддержкой не пользуются. Особая история — адъютанты Путина, которые плотно работали с ним долгие годы.
В этом году вы увеличили шкалу оценок за качество политического менеджмента с 3 до 5. Почему?
— Ты можешь иметь высокую поддержку внутри Политбюро, но проиграть выборы. Например, в прошлом году были слабые главы регионов — Шпорт, Зимин, Орлова (Вячеслав Шпорт проиграл выборы главы Хабаровского края, Виктор Зимин — Хакасии, Светлана Орлова — Владимирской области. — Ред.). Было понятно, что они слабые, но их покровителям из Политбюро 2.0 удалось продавить их выдвижение на выборы. Однако это не спасло от электорального поражения. Более того, провалы в политическом управлении приводят к тому, что губернаторы начинают терять и элитную поддержку.
Какие критерии вы бы еще добавили?
— Я считаю, что на данный момент модель из шести позитивных и трех штрафных факторов достаточно эффективна, это доказывает процент попадания, прогностическая точность.
Лучшие из худших
Семь из 14 губернаторов, которые в 2018 году попали в "красную зону" вашего рейтинга, затем лишились своих постов. У вас такой своеобразный дар предвидения? Или как вы это объясняете?
— Это не предвидение, это математика. У нас единственный губернаторский рейтинг с открытыми данными и понятной методологией. При всем уважении к коллегам и их продуктам, у которых есть свои несомненные достоинства. Мы анализируем те критерии, которыми руководствуются федеральные власти при принятии решений. Мы — градусник, мы измеряем эти настроения и исходя из этого даем свои оценки.
Получаете какой–нибудь отклик от героев рейтинга?
— Постоянно. Равнодушных не бывает. Некоторые губернаторы даже пресс–конференции собирали, что никуда не уходят. А потом писали заявление по собственному желанию.
А подкупить не пытались, как–то выбить себе более выгодную позицию в списке?
— Подкупить — нет. Но регулярно обращаются с замечаниями, что мы не учли какие–то факторы. Если аргументы адекватные, мы к ним, конечно, прислушиваемся.
При назначении новых губернаторов предпочтение отдается "варягам", в вашем рейтинге из 49 человек 38 неместных. Почему?
— Несколько причин. Первая — антикоррупционная логика. Любой местный кандидат будет связан с какими–либо группами влияния. И это создает риски коррупции или неадекватного лоббизма тех или иных групп. Второе — происходит тестирование нового поколения управленцев сначала на региональном с последующим переводом на федеральный уровень.
Как влияют на позицию в рейтинге митинги?
— Если у главы региона постоянно проходят митинги с требованием его отставки, это говорит, что там высокая конфликтность, значит, за региональные конфликты начисляем штрафы. Плюс он меньше очков получает в пункте "политический менеджмент".
Например, у мэра Москвы Сергея Собянина в вашем рейтинге был максимальный балл — 20. После летних протестов в Москве его рейтинг упадет?
— Мы ему уже снизили. На данный момент у него не 20, а 18 баллов. Это все еще "зеленая зона". Мы повысили штраф за региональные конфликты и снизили оценку за позиционирование, потому что с точки зрения образа Собянин потерял.
В вашем рейтинге наивысший балл получил также глава Чечни Рамзан Кадыров. Как это объясняется?
— Мы же оцениваем не эффективность, а выживаемость, устойчивость позиций. 20 баллов не означает, что он хорошо работает, это означает, что он устойчив на своем посту. И у Кадырова, и у Собянина есть ряд очень важных элементов, которых нет у многих других губернаторов. Это и личная поддержка как президента, так и других членов Политбюро 2.0, и несомненно уникальное позиционирование. Федеральный центр признает использование Кадыровым силового ресурса в регионе. У него очень высокая степень автономности и свободы.
Вы говорили, что первой волны отставок следует ждать в конце осени — начале зимы, когда в Кремле получат данные соцопроса "Георейтинг", который делает фонд "Общественное мнение". Для власти так важно мнение населения?
— Для Кремля это один из критериев принятия решений. Важен не только образ главы региона, но и рейтинг поддержки населения.
Коммуникационный холдинг "Минченко консалтинг" ежегодно составляет рейтинг устойчивости губернаторов "Госсовет 2.0". В экспертном опросе участвуют члены комитета по политтехнологиям Российской ассоциации по связям с общественностью (всего в комитете более 150 членов, но свои оценки политическому менеджменту глав регионов дают те коллеги, которые считают себя специалистами по конкретным регионам). При составлении рейтинга используются девять критериев. Учитываются позитивные факторы: поддержка в Кремле (это называется "Политбюро 2.0"), наличие больших инвестпроектов, состояние экономики региона, срок нахождения губернатора в должности, уникальное позиционирование, качество политического менеджмента. Штрафные баллы могут начислить за конфликты на федеральном и региональных уровнях и претензии со стороны силовых структур.