Ежегодно тысячи петербурженок лишаются работы. Правда, временно и по собственному желанию: идут в декрет. Но, как ни парадоксально, теперь именно первые годы материнства приводят женщин к профессиональным успехам — вне офиса, но в интернете. Единичные ли это случаи или целая тенденция на рынке труда?
Желать всего и сразу — нормальная практика нового времени. Сотрудничество с несколькими работодателями кряду кажется уже вполне естественным. Впрочем, как и работа в декрете: далеко не все женщины готовы на 3 года забыть о самостоятельном заработке. Но как его обеспечить, если начальники не всегда готовы дать такую возможность?
В личных беседах работодатели признаются: женщина, которая хочет выйти из декрета раньше отведенных 3 лет, — сотрудник не самый эффективный. Мысли не о работе, удаленка не по регламенту, а отгулы чаще желаемого. Получается, что двери офисов перед молодыми мамами распахиваются через раз. Но все же и начальники–эмпаты нет–нет да и встречаются.
"Да, мамочки часто отпрашиваются, но я отношусь к этому с пониманием: я сам многодетный папа, — делится опытом Денис Сорокин, генеральный директор сети "Ленремонт". — Если есть с кем оставить ребенка, то женщины с удовольствием бегут на работу, чтобы отдохнуть от четырех стен. Тем более мы даем таким сотрудницам возможность несколько часов в день работать из дома".
И все же такая ситуация, скорее, редкость. Часто женщинам приходится искать альтернативный способ заработать. И первое, что выпадает при поисковом запросе "работа в декрете", — это целая россыпь комментариев под чужими записями в социальных сетях. Содержание примерно такое: "Если тебе нужны деньги в декрете, то попробуй, как я, поработать в интернете: 50 тысяч в неделю всегда есть, ничего сложного нет". Переходишь в профиль комментатора, а он закрыт. Лишь в описании — ссылка на "работу мечты", которая, разумеется, блокируется браузером.
Кажется, раз подобные предложения массово делают упор именно на женщин в декрете, то все способы интернет–дохода — откровенно туманно–бредовые. На деле все обстоит несколько иначе: просто выбирать работу в интернете придется тщательнее. Поучиться для нее тоже не помешает.
По словам Валерии Семеновой, автора практического онлайн–курса "Профессия: удаленный PR–менеджер", у 47% ее учеников есть дети. И инженер на оборонном предприятии, и бригадир смены на фармацевтическом производстве, уйдя в декрет, смогли перепрофилироваться и обучиться пиару. "Прямо на курсе ученики проходят стажировки в проектах — instagram–магазинах и компаниях, которые занимаются продвижением брендов. Это история не про то, чтобы посмотреть видеоуроки, повеселиться и пойти дальше. Стажировка — обязательное условие для получения сертификата. Вот почему 80% участников трудоустраиваются сразу же по завершении курса и отбивают его стоимость", — анализирует Валерия Семенова.
Три года на дело
Действительно, работа в интернете — это возможность заниматься и ребенком, и построением карьеры в одном помещении: дома. Но оказывается, что для некоторых женщин сеть становится настолько благоприятной средой, что в ней прямо во время декрета начинает взрастать собственное дело.
Именно так случилось с бизнесом Маргариты Пановой. Все началось в 2013 году с вязаных шапочек, фото которых во время декрета будущий дизайнер решила выкладывать в Instagram. А продолжилось созданием бренда одежды, ежемесячным оборотом 1 млн рублей и несколькими шоурумами, один из которых на днях открылся в паре шагов от Красной площади.
"Первые 2–3 года в декрете я не понимала, что начала свой бизнес, — относилась к делу как к отдушине. Сейчас, как правило, 25–30% ежемесячного оборота — моя чистая прибыль. Хотя изначально у меня не было никаких ожиданий — поэтому и не возникло сложностей", — шутит Маргарита Панова.
И все же мамам с маленькими детьми вовсе не обязательно продавать продукт: предложить аудитории услугу — еще один вариант личного развития.
Таким путем пошла петербурженка Саша Иватович: в декрете стала профессиональным фотографом и ретушером.
"Спустя месяц после рождения ребенка я поняла, что морально не могу жить в состоянии "день сурка". Фотография — единственное, что помогло мне отвлечься от домашних дел и не выпасть из общественной жизни.
И конечно, главный навык, который появился за это время, — это правильное распределение времени", — говорит фотограф.
Кто–то же за декретные 3 года успевает попробовать себя сразу в нескольких сферах деятельности. Например, Серафима Баженова сначала работала редактором корпоративного журнала, затем вместе с подругой создала IT–проект, а позже продала его и стала стажером в агентстве персонального брендинга BAKERS.
"Будни работающей мамы не обходятся без курьезных ситуаций: во время видеосовещания на экране может появиться дочь в забавном наряде. С одной стороны, это разряжает деловую обстановку, с другой — не всегда уместно. Но наше общество лояльно относится к работающим матерям, и такие случаи редко приводят к негативу", — рассказывает Серафима Баженова, которая доросла до должности руководителя отдела по взаимодействию со СМИ агентства BAKERS.
Секрет декрета
Еще один путь сделать декрет более насыщенным — это начать бесплатно профессионально переобучаться или повышать квалификацию. Именно такую возможность предлагают в городском Центре занятости населения. За этот год уже 603 молодые мамы завершили обучение. В "шорт–листе" востребованных профессий — специалист по закупкам и разработчик сайтов. "Для многих мам обучение становится дополнительной мотивацией для развития карьеры. Так, одну из выпускниц курсов повысили с заместителя до директора сетевого парфюмерно–косметического магазина", — рассказали в Центре занятости населения Санкт–Петербурга.
Языкам молодые мамы тоже обучаются. Например, в онлайн–школе по изучению английского языка Skyeng сейчас занимаются больше 1000 женщин в декрете. К тому же в интернете молодые мамы могут быть не только ученицами, но и учителями. "У нас есть возможность выбрать удобный график и нагрузку, — объясняют в Skyeng. — Дистанционная работа позволяет всегда быть рядом с ребенком. А еще мамочки–преподаватели шутят, что ученики делятся с ними исключительно хорошим настроением, а не простудой".
"Может быть, для кого–то из адептов культа материнства это покажется неправильным, но я уверена: ребенок должен видеть маму, которая что–то собой представляет, а не только готовит еду и стирает одежду. Для детей важно, чтобы рядом находилась личность, а главной личностью в их жизни до определенного возраста является именно мама. Она должна стать примером во всем — не только в достижениях патриархального общества", — подводит итог Серафима Баженова.
Итак, как болезнь и долгий период отрешения от социальной жизни декрет уже давно не воспринимается — по крайней мере самими мамами. Многие из них признаются: с резким переходом к новой работе зарплата стала больше, чем до рождения ребенка.
Возможно, вот она — современная girl power?