Экс–совладелец ГК "Пионер" Юрий Грудин создал компанию Formula City, которая займется fee–девелопментом. Участники рынка удивлены.
Новый игрок займется fee–девелопментом проектов полного цикла. "Мы предлагаем формы сотрудничества как для землевладельцев, так и для банков — осуществляем полный цикл девелопмента. И у нас для этого есть компетенции, продукты, качественное понимание того, что нужно банкам и чего ждет потребитель. Мы можем предоставить эти услуги и войти в проект со своим капиталом", — рассказал "ДП" Юрий Грудин.
Объем инвестиций и потенциальные объекты пока сохраняются в тайне. Костяк новой компании составляют выходцы из петербургской команды ГК "Пионер". В конце прошлого года федеральный девелопер принял решение уйти с петербургского рынка и сосредоточиться на столичном регионе. Как рассказали "ДП" в компании, в Северной столице у нее осталось три строящихся объекта, управление которыми будет вести Formula City.
По словам господина Грудина, форма fee–девелопмента позволяет использовать разнообразные инструменты для финансирования проектов. "Например, апартаменты могут финансироваться с помощью ПИФ. Или собственники могут финансировать 100%, без участия 214–ФЗ. Мы готовы создавать продукты и монетизировать площадки", — говорит он.
"Уход в fee–девелопмент — некий дауншифтинг. Это очень узкая рыночная ниша, и на моей памяти никто в ней глобальных успехов не добился", — полагает Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St Petersburg. С ним согласен и Дмитрий Лехмус, партнер Rusland SP: "Сильно сомневаюсь, что кто–то из девелоперов будет нанимать Юрия Грудина и тем самым повышать затраты на проект на 10%. У девелоперов в избытке собственных экспертов и внешних узкоспециализированных компаний вроде ИЦ "Стройэксперт", к чьим услугам они прибегают". Есть одна свободная ниша для fee–девелопмента — это взаимодействие с банками, у которых не хватает специалистов для строительного контроля.
По словам экспертов, потенциал рынка fee–девелопмента в Петербурге очень ограничен. "Попытки выхода на этот рынок предпринимаются регулярно, однако более или менее успешных крайне мало. Основная причина в менталитете потенциальных заказчиков, которые доверяют только собственным структурам и считают аутсорсинг неэффективным и расточительным", — добавляет Андрей Косарев, генеральный директор Colliers International.
Похожая ситуация наблюдается в маркетинге и брокеридже жилых проектов. "В ситуации, когда небольшие игроки будут уходить с рынка, а новые будут очень осторожно смотреть на перспективу выхода, довольно сложно рассчитывать на привлечение клиентов — крупных компаний", — резюмирует Андрей Косарев.