Удаленка становится все более привлекательной перспективой для соискателей, многих даже не смущает более низкая зарплата по сравнению с коллегами, проводящими рабочие дни в офисе. Около 81% опрошенных петербуржцев и 98% опрошенных россиян хотели бы перевестись на удаленную работу. Со стороны работодателей предложение по удаленке тоже растет, но значительно медленнее.
Вместе с растущим рынком дистанционной работы, увеличилось и количество каналов по распространению подобных вакансий. Многие предпочитают искать работу уже не на традиционных интернет-порталах по подбору должностей, а в Telegram-каналах и специализированных группах в соцсетях, которые, в свою очередь, набирают по несколько сотен тысяч подписчиков.
Домашний офис
33% трудоустроенных петербуржцев работают удаленно, причем 15% являются фрилансерами и 18% — штатными сотрудниками, рассказали "ДП" аналитики HeadHunter. При этом 81% сотрудников петербургских компаний рассматривают возможность удаленной работы в будущем. Из них 21% думают о фрилансе, но все-таки подавляющее большинство (60%) хотят при этом остаться в штате.
"Опрос представителей российского бизнеса показал: 64% компаний привлекают к работе удаленных сотрудников. При этом 39% опрошенных отметили, что количество специалистов, которые работают в удаленном режиме, не превышает 5% от общей численности персонала. У трети респондентов нет такой практики в компаниях вовсе. Ряд компаний дают возможность сотрудникам работать удаленно несколько раз в неделю. Работодатель в этом случает "зарабатывает очки" в глазах сотрудника, а для работника это может стать отличной профилактикой выгорания и дополнительным плюсом работы в компании, по сути небольшим бенефитом", — отметила руководитель Центра консалтинга и развития HR-бренда клиентов HeadHunter Нина Осовицкая.
В Петербурге, по подсчетам HeadHunter, количество вакансий с возможностью удаленной работы в январе — июле 2019 года выросло на треть по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Тогда как количество вакансий на рынке в целом приросло всего на 17%. То есть со стороны работодателей также растет интерес к такому формату сотрудничества, но все же значительно медленнее, чем увеличивается желание перехода к удаленке у петербургских работников.
В полном объеме петербургского рынка труда количество удаленных вакансий все так же, как и в прошлом году, не превышает 2%. Сейчас на портале размещено порядка 17% резюме из Петербурга, в которых соискатели отметили желание работать удаленно. Более половины соискателей имеют опыт работы свыше 6 лет. Топ-сфер, в которых размещены резюме соискателей, рассматривающих удаленную работу, — "ИТ, телеком", "Начало карьеры", "Маркетинг", "Продажи", "Искусство, медиа".
Сотрудники называют разные причины для перехода на желанную удаленку. Бренд-директор компании "Зарплата.ру" Иван Чирков рассказал "ДП", что опрошенные ими соискатели рассказали, что чаще всего просто хотят ходить в пижаме и небритыми (16%), избежать личного общения с коллегами (13%), 20% хотят обедать в домашней обстановке, но при этом подавляющее большинство (75%) просто не желают тратить время на дорогу до работы.
Сейчас на сайте "Зарплата.ру" опубликовано 130 тыс. вакансий, из них 4,6 тыс. предложений в рубрике "Удаленная работа". При этом предлагаемые зарплаты варьируются в зависимости от сферы. Например, в образовании на удаленке средняя зарплата — 37 тыс. рублей против 27 тыс. рублей у сотрудников на местах. В то же время удаленные разработчики получают меньше, чем те, кто программирует в офисе.
"Надо понимать, что на разницу зарплат влияет не то, откуда ты работаешь, а множество других факторов: частичная у тебя занятость или полная, твой объем работы, KPI и пр. Например, в "Зарплате.ру" есть два SMM-специалиста. Один работает в офисе с полной занятостью, другой — удаленно по 2 часа в день. Зарплата у ребят справедливо разная. Но удаленный специалист всегда может набрать себе десяток проектов и в финале получать больше. А может и не набрать", — отметил Чирков.
"Предложение удаленной работы растет. "Безусловно, есть отрасли, например строительство или производство, где возможности для удаленной работы ограничены, — считает Александр Ветерков, заместитель генерального директора "Работы.ру". — Работодатели могут автоматизировать многие направления и сэкономить на офисе за счет найма сотрудников на удаленку. Условия удаленной работы также позволяют экономить на привлечении сотрудников в определенном городе, так как работодатели могут рассматривать кандидатов из других городов".
Телеграм-канал вместо портала
Вместе с тем растет количество альтернативных каналов распространения вакансий. Так, по данным сервиса TGStat, в Telegram сейчас можно встретить более 290 верифицированных каналов и чатов, связанных с удаленной работой или выкладывающих удаленные вакансии. Количество подписчиков у подобных каналов может варьироваться от пары тысяч до нескольких сотен тысяч человек. Например, найденный "ДП" Telegram-канал, который предлагает удаленные вакансии без требуемого опыта работы, имеет 47 тыс. подписчиков, а канал, который выкладывает удаленные вакансии, связанные только с IT и маркетингом, более 211 тыс. человек.
По аналитике того же TGStat, за последнюю неделю в Telegram встретилось 1,7 тыс. постов, предлагающих удаленные вакансии. Охват этих постов в целом варьировался от 51,2 тыс. до 819 тыс. просмотров.
"Недавно мы проводили исследование на эту тему. Опросили 7 тыс. россиян и выяснили, что 98% опрошенных хотели бы работать вне офиса. При этом только у каждого десятого реально есть такая возможность. Поэтому логично, что появляются паблики, которые помогают найти удаленную работу, курсы, обучиться работе на фрилансе", — отметил Иван Чирков.
При этом многие вакансии из пабликов и Telegram-каналов зачастую дублируют вакансии с крупных российских порталов по поиску работы, а также ссылаются на них. Поэтому они не составляют конкуренции этим порталам. Telegram-каналы, которые выкладывают уникальные вакансии, поступающие непосредственно от работодателя, чаще всего взимают отдельную плату за размещение объявления. Например, корреспондент "ДП" в ходе изучения каналов встречался с расценками от 1 тыс. до 3 тыс. рублей за объявление.