Но поможет ли это вернуть деньги?
Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленобласти ввел банкротную процедуру — наблюдение в кредитном потребительском кооперативе "Балтийский фонд сбережений" (БФС), по принципу работы похожем на пирамиду. С заявлением о несостоятельности кооператива в суд обратился один из членов, который ранее вложил в него 400 тыс. рублей под 17% годовых, но получить свои деньги так и не смог. Вкладчики пытались открыть банкротное производство кооператива еще в начале 2018 года, однако тогда им это не удалось. По закону, перед обращением в арбитраж заявитель должен разместить на Федресурсе уведомление о своем намерении.
Основание для возбуждения банкротного процесса вкладчику дало решение Куйбышевского райсуда Петербурга, вынесенное в 2018 году. Заявитель взыскивал с БФС свои средства, требование судом было признано обоснованным. При этом с начала 2017 года в Куйбышевском райсуде, в юрисдикции которого находится отделение БФС, было рассмотрено около 280 дел, где фигурирует кооператив. Львиная их доля — иски вкладчиков БФС, лишившихся своих накоплений.
Куда смотрит ЦБ?
Руководитель группы антикризисного управления и банкротства "Дювернуа Лигал" Карина Епифанцева обращает внимание на то, что БФС начал допускать дефолты еще в 2017 году, если судить по данным картотеки Куйбышевского райсуда. "Банк России при неоднократном неисполнении требований кредиторов уполномочен ввести в финансовой организации временную администрацию.
Помимо того, Банк России должен проверять соотношение стоимости активов финансовой организации с размером ее обязательств. Почему не предпринимались меры начиная с 2017 года, а на банкротство в итоге подал кредитор — физическое лицо? Как минимум можно бы было предотвратить приток новых вкладчиков", — говорит Карина Епифанцева.
Вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции дало вкладчикам возможность возбудить исполнительное производство. Так, по данным открытых источников, в отношении кооператива в Петербурге возбуждено более 500 исполнительных производств на общую сумму около 150 млн рублей, из них основной массив — взыскание задолженности клиентов БФС.
Не иск, так банкротство
Впрочем, открытие банкротного процесса приостанавливает исполнительное производство, как это следует из законодательства.
Таким образом, можно предположить, что вкладчики, которые не смогли получить помощь у приставов, будут добиваться взыскания своих сбережений в банкротном деле в арбитражном суде. Как говорят юристы, мало получить судебное решение — важнее его исполнить. Поэтому нельзя исключить проблемы при наполнении конкурсной массы в рамках дела о несостоятельности кооператива.
"Активы БФС по балансу — это дебиторская задолженность и финансовые вложения на сумму 240 млн рублей. От ликвидности данных прав требований будет зависеть перспектива погашения требований кредиторов. Если денежные средства уже давно были незаконно выведены из фонда (что можно предположить, исходя из наличия возбужденного уголовного дела), опять–таки возникает вопрос относительно бездействия регулятора", — рассуждает о перспективах возврата средств вкладчиков Карина Епифанцева.
Широка страна родная
Кредитный потребительский кооператив, как оказалось, действовал с размахом.
Его структуры привлекали деньги вкладчиков в 17 регионах России. Как ранее сообщало интернет–издание "Фонтанка.ру", с апреля 2016 года по июнь 2017 года пайщики внесли около 143 млн рублей в Петербурге.
Старые участники кооператива получали свои проценты за счет денег новых вкладчиков. При этом инвестиционную деятельность, способную принести обещанное вознаграждение, структуры кооператива не вели.
По данным фактам были возбуждены уголовные дела по двум статьям УК РФ — ст. 210 (организация преступного сообщества) и ст. 172.2 (организация деятельности по привлечению денежных средств). В рамках дела финансовой пирамиды, которое расследует Следственный департамент МВД РФ, силовики пришли к выводу, что структуры кооператива привлекли порядка 6 млрд рублей.
Создателем пирамиды, как ранее сообщала газета "Коммерсант", правоохранители видят бывшего председателя совета директоров Востоккредитбанка Максима Серкина, который был осужден за незаконное возмещение НДС. При этом Арбитражный суд Хабаровского края, куда обратился сам экс–банкир, признал его банкротом: сумма претензий государственной корпорации "Агентство страхования вкладов" — 1,12 млрд рублей.