Через 5 лет в России подведут итоги налогового маневра. Но уже сейчас нефтеперерабатывающий сектор ощутил его давление — разоряются независимые НПЗ, а самых мощных из них спасают силами Сбербанка.
Все ближе сентябрь, а предвещаемого экспертами ценового скачка на топливо так и не произошло. Как подсчитали в ЦДУ ТЭК, на петербургских АЗС средняя цена АИ–92 составила 42,33 рублей за 1 л, летнего ДТ — 46,17 рублей за 1 л, АИ–95 стоит около 45,65 рублей за 1 л. Если посмотреть отчеты начала января этого года, то динамика окажется следующей: за 8 месяцев литр АИ–92 подорожал на 59 копеек, АИ–95 — на 70 копеек. Росстат за первое полугодие 2019–го приводит по Петербургу такие цифры: цена за 92–й выросла на 1,1%, за 95–й — на 0,8%. Стоимость дизельного топлива в силу его сезонности сможем сравнить ближе к зиме. "Вопрос о том, как поведут себя цены на моторное топливо в дальнейшем, остается пока открытым. Конъюнктура складывается для производителей неблагоприятной по двум причинам. Первая и основная — это спад потребительского спроса по всему спектру товаров, включая бензин. Это подтверждает госстатистика в виде снижения уровня реальных доходов населения. Косвенную оценку дают данные о снижении продаж легковых автомобилей в первом полугодии 2019 года на 2,4% относительно 2018 года. Вторая — резко обрушившиеся нефтяные цены на фоне торговой войны между США и Китаем", — считает генеральный директор АО "РКИ" Виктор Костюков.
На этом фоне взаимный интерес друг к другу начали проявлять владельцы АЗС и ретейлеры. Крупные сети автозаправочных станций давно позиционируют свои точки как приюты странников, где автомобиль получит свой едко пахнущий корм, а путник — кофе, хот–дог и "омывайку–незамерзайку". Как подсчитала "Платформа ОФД", в 2018 году траты россиян на заправках выросли на 11%. Выручка от продажи напитков и кофе увеличилась за год на 17%. Клиенты АЗС в среднем оставляют в кассе 720 рублей — за топливо, напитки, еду и другие товары. Но еще пару лет назад автомобилисты тратили в 2 раза меньше — в основном только платили за бензин. По данным "РусХОЛТС" (RH Group), в 2018–2019 годах на первом месте в России по продажам на АЗС стоят стеклоомывающие жидкости ("незамерзайки"), следом идет древесный уголь для мангалов, охлаждающие жидкости, влажные салфетки, перчатки и батарейки. В числе непопулярных товаров — скоропортящиеся продукты и дорогие профессиональные инструменты. Последние покупают только в период распродаж.
Виновный маневр
Однако оставим автомобилиста неспешно допивать капучино на заправке и посмотрим, что происходит в нефтепереработке. На повестке дня — Антипинский НПЗ и глава СбербанкаГерман Греф, которому Минэнерго и Минфин отказали в новых льготах для завода. Сейчас предприятие всячески стараются вернуть в строй. В июле Герман Греф обратился к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой увеличить для НПЗ выплачиваемый из бюджета обратный акциз на нефть, нарастив логистический коэффициент с 1,1 до 1,5 (такой коэффициент присваивается удаленным от границ страны заводам). Однако Минфин насчитал в таком сюжете неувязку в 24 млрд рублей доходов, которые выпадут из бюджета к 2024 году — после завершения налогового маневра.
Неделю назад Арбитражный суд Тюменской области отменил банкротство предприятия, а глава региона Александр Моор назвал дело крупнейшим в истории страны — ведь НПЗ задолжал более $5 млрд.
Проблемы Антипинского НПЗ свидетельствуют о непростом положении всей российской переработки. Эксперты обвиняют главным образом налоговый маневр, который привел многие предприятия к убыткам. "Реализация налогового маневра предполагает зачистку мощностей независимых НПЗ.
Во–первых, к моменту завершения налогового маневра заводы будут вынуждены покупать нефть по мировым ценам, а реализация нефтепродуктов на внутреннем рынке может предполагать дальнейшее регулирование и установление верхней ценовой планки, которая ограничит маржинальность либо приведет к убыточности НПЗ.
Таким образом, по подсчетам "НААНС–МЕДИА", в зоне риска находится группа независимых и мини–НПЗ с суммарным объемом переработки 46 млн т в год. Однако это и риск для бюджета, который в случае отсутствия изменений в параметрах налогового маневра может потерять к 2024 году около 16% от текущих поступлений от сектора нефтепереработки", — полагает исполнительный директор "НААНС–МЕДИА" Тамара Сафонова.
Минфин объявил, что с 1 сентября понизится экспортная пошлина на нефть на $3,4 — до $90,7 за тонну. На нулевом уровне останется пошлина на сжиженный газ и нефть, добываемую в ряде месторождений Восточной Сибири, каспийских месторождениях и Приразломном месторождении. Снизится сбор и на экспорт нефтепродуктов.
"Снижение экспортной пошлины в первую очередь связано с падением мировых цен на нефть, но по сути снижение не так серьезно отражается на доходах бюджета, поскольку налог взимается на НДПИ и за экспорт, что можно назвать неплохой компенсацией", — говорит эксперт Международного финансового центра Гайдар Гасанов.
Баррель насущный
Футурологи давно нарисовали портрет будущего. Там умные дома, которые без вашего участия выставляют освещенность и температуру в помещениях, кофемашины, знающие ваш распорядок дня и предпочтения, беспилотные авто и, конечно же, зеленая энергетика. Поход в недра за ресурсами останется в далеком прошлом.
Однако пока этот образ — в головах мечтающих. Как показывают отчеты, нефтегазовые компании по прибыльности значительно опережают технологические — в том числе и гордых носителей самых дорогих в мире брендов. Нефтяная компания Saudi Aramco представила в августе итоги первого полугодия. Ее чистая прибыль — $46,9 млрд. И это тем более удивительно, что цена черного золота падает, а рыночный и геополитический фон еженедельно меняет тональность.
"Несмотря на снизившиеся цены на нефть в первой половине 2019 года, мы продолжали обеспечивать стабильную прибыль и свободный денежный поток, подкрепленный нашей производительностью, контролем за расходами и налоговой дисциплиной", — прокомментировал президент и главный исполнительный директор Saudi Aramco Амин Х. Насер.
Однако свободные денежные потоки в тисках даже строжайшей финансовой дисциплины едва ли смогут противостоять мировому снижению спроса на нефть, который МЭА предсказала в последнем докладе.
Так, согласно экспертам агентства, первое полугодие 2019 года показало рост спроса всего на 0,6 млн баррелей в сутки, из которых 0,5 млн баррелей в сутки — за Китаем.
МЭА отмечает, что на рынок нефти влияют конфликт в Персидском заливе, американо–китайская торговая война — и, как следствие этих факторов, резко рухнувшая ниже $60 цена за нефть. Все это заставило аналитиков пересмотреть прогноз по спросу, который был снижен на 0,1 млн баррелей в сутки — до 1,1 млн баррелей в сутки (по итогам 2019 года) и до 1,3 млн баррелей в сутки (в 2020–м).
"Перспектива хрупкая, с большей вероятностью пересмотра в сторону понижения, чем пересмотра в сторону повышения", — резюмируют в докладе.
"Факторы, поддерживающие нефтяные цены, — согласованное сокращение добычи участниками соглашения ОПЕК+, а также санкции, парализующие нефтяные отрасли Ирана и Венесуэлы, — уверен эксперт–аналитик АО "ФИНАМ" Алексей Калачев. — Повторить прошлогодний финансовый результат нефтяным компаниям в этом году вряд ли удастся. Но и значительного падения их доходов не будет. Поэтому инвесторы не спешат расставаться с акциями российских нефтяников".