В последних турах российского футбольного чемпионата судьи несколько раз (считая скандирование трибун) услышали в свой адрес обидное слово "козел". В Грозном во время матча "Ахмат" — "Спартак" из микрофона на весь стадион это слово прозвучало в адрес судьи Алексея Сухого, а уже через неделю в Петербурге после матча "Зенита" с "Ахматом" о бригаде Алексея Матюнина отозвался тренер "Зенита" Сергей Семак: "Не надо с этими козлами разговаривать!"
Случай в Грозном — рецидив. В 2013 году из президентской ложи главы Чечни Рамзана Кадырова в микрофон на весь стадион (было слышно и во время телетрансляции) вылетело: "Судья продажная… Козел ты!" Это происшествие стало причиной разбирательства на заседании контрольно–дисциплинарного комитета РФС, "Терек" был наказан денежным штрафом 100 тысяч рублей и одним матчем на нейтральном поле. Потом Рамзан Кадыров написал в "Инстаграме": "Игра была просто ужасной из–за предвзятости судьи. Беспричинная вторая желтая Уциеву, неназначенный пенальти — он сделал все, чтобы изменить ход игры. Извиняюсь перед всем футбольным миром за то, что сказал сгоряча. Но не перед арбитром: он заслужил имя "продажный".
Семак тоже извинился в "Инстаграме" — но по–другому: "Футбол — это эмоции, игра с обилием спорных моментов, ошибок. Разбирая вчерашний матч и абстрагируясь от работы судейской бригады, прошу прощения за то, что мое излишне эмоциональное выражение, адресованное моему помощнику и другу, попало в эфир. Никого не хотел обидеть. Всем здоровья и крепких нервов".
Контрольно–дисциплинарный комитет заседал в четверг. "С учетом публичного извинения и принятия извинений наказание следующее — за оскорбительное поведение дисквалифицировать Семака на два матча чемпионата России, при этом один матч считать реальным исполнением, а второй — условно, а также оштрафовать его на 100 тысяч рублей. Испытательный срок до конца сезона", — сказал глава комитета Григорьянц.
Есть народная примета: как только тренер начинает срываться на судей, во всех грехах обвинять только их, значит, скоро ему придется заканчивать работу в этом клубе. Видеть в судье козла отпущения — значит, переоценивать свой выдающийся тактический дар, закрывать глаза на пробелы в технике или слабую физическую форму своих игроков, недооценивать команду противника. Как можно мотивировать своих игроков, если враг у команды только один — черный человек со свистком?
Самый простой способ оправдать свою плохую игру — обвинить судью. Так что извинение Сергея Богдановича — жест красивый. Ведь кто такой судья? Бывший футболист–неудачник, неважно учившийся в школе и институте, так что не всегда способный грамотно разобраться в изменениях в правилах и неуверенно ориентирующийся в сложных ситуациях. Обслуживающий персонал. Премию "Оскар" не вручают клерку, который штампует прокатные удостоверения кинофильму или ставит возрастные ограничения. А он же мечтает, "что он генерал, что он экстрасенс". "Весь мир для него декорация, а тут появляешься ты…" Конечно, песня Бориса Гребенщикова была написана не про футбольных судей, но кто же они — "увязшие в собственной правоте, завязанной в узлы"?
Обидно? Да. Но судья очень удобен, чтобы сорвать злость. Нет судей великих, нет судей любимых. Человек, который идет в футбольные судьи, самим выбором профессии обречен быть изгоем. Их ненавидят. "Судью — на мыло!" — самая жестокая, самая человеконенавистническая кричалка, которая только может быть. Даже к игрокам команды противника относятся не так кровожадно — обычно просто предлагают вступить с ними в нетрадиционные сексуальные отношения.
Судейство, конечно, в этом сезоне скверное, ошибок допущено слишком много. Что–то не видят, как попало толкуют правила и их изменения, по–разному трактуют эпизоды, бывает, "плывут" под натиском игроков более авторитетной команды. Или под давлением трибун. Или под взглядами начальства. Но когда эти ошибки происходят на глазах миллионов — судья рискует всей своей карьерой. Поэтому чаще допускает просто ошибки — в обе стороны. Виноват — но не виновен, ошибся — а не "прибил".
Причин, как всегда, несколько. Это и низкий уровень подготовки и квалификации судей, и затянувшееся введение видеоповторов в чемпионате, и канувшая практика приглашения иностранных судей на важные матчи. Хоть какие–то средства найти на полное введение VAR и приглашение арбитров–иностранцев — денег нет.
Противники введения VAR любят говорить, что футбол — игра консервативная и судейские ошибки — такая же составляющая игры, как и ошибки футболистов. Полная ерунда. Если в ошибке игрока есть некая справедливость (плохо тренировался, вчера бухал, растерялся, слопушил под давлением трибун) — в общем, сам виноват, то при ошибке судьи страдает невиновный. Совсем судейских ошибок не избежать, но надо делать все возможное, чтобы свести их к минимуму.