Невский проспект. Руки активистов, строителей, чиновников так и тянутся к нему, чтобы оставить на его облике след. Новый виток — желание добавить проспекту заборчиков.
Когда на улице вдруг начинается дождь, моя лента в "Фейсбуке" мгновенно наполняется фотографиями видов из окон. То же самое происходит, когда снег, град, ураган. Ну традиция такая, что поделаешь. На Невском случается ДТП, и лента заполонена всплесками небанальных, как кажется их авторам, предложений — поставить заборы, камеры, навалить лежачих полицейских, наконец, сделать проспект пешеходным.
Так работает общественное сознание — что первым придет в голову, то моментально и становится мнением, которым хочется поделиться. Вариант предварительного изучения вопроса не рассматривается априори — зачем? "Надо запрещать ездить выше 40 км/ч!"
В волну любительского и депутатского хайпа влилась и ГИБДД. Ну как влилась — она в очередной раз продублировала норматив, требующий устанавливать заборчики возле пешеходных переходов. Общественные критики тут же набросились на гаишников: заборчики не спасут! А кто сказал, что спасут? Цель — не давать пешеходам выбегать на дорогу где попало. Другой цели нет.
В случае с Невским, на мой взгляд, такие заборчики преступны. Нынешние столбики с цепочками давно стали частью ландшафта. Фотографы любят снимать проспект именно через эти цепи, чтобы все понимали: на снимке — главная магистраль Петербурга. Да, столбики чисто декоративные, но эта декорация крайне важна для города, поскольку она, как и, скажем, давно нефункциональные колесоотбойники возле арок, стала неотъемлемой частью архитектурно–градостроительной ткани.
Но вернемся к ДТП. Нужно ли после каждого столкновения громко требовать принятия мер? Нет, это смешно. Количество аварий на Невском ничуть не больше, чем на других крупных магистралях. Да, машины вылетают иногда на тротуар, да, бывают пострадавшие и погибшие. Но, к сожалению, это обычная ситуация в мегаполисе.
Нужно ли уменьшать скорость на Невском? Нет. И 60 км/ч, и даже 80 км/ч — вполне безопасная скорость. При условии соблюдения основных правил дорожного движения, в частности, если не выезжать на красный, не садиться за руль пьяным, не совершать повороты или перестроения, не убедившись в их безопасности. Десятки тысяч машин каждый день мчат по Невскому под 80, но аварий не происходит.
Нужно ли ставить заборчики? Нет. Ни металлические, ни бетонные. Появление таких уродливых конструкций будет губительным для улицы, как губительной в свое время стала реконструкция старинных домов на углу с улицей Восстания под "Невский центр".
Нужно ли сделать Невский пешеходным? Тоже нет. Примеры создания таких зон даже на более мелких улицах приводили к проблемам.
Та же Малая Конюшенная лишила жильцов удобного подъезда к своим домам. Тем, кто топит за пешеходные зоны, могу предложить таскать мебель не от "газели" у подъезда, а откуда–нибудь с соседней улицы, желательно на своих плечах.
Невский и сейчас является гармоничным срезом петербургской жизни. Здесь и широкие тротуары, которые позволяют людям не толпиться и выбирать удобную для себя скорость, и выделенные автобусные полосы, и не закрытая баннерами перспектива на Адмиралтейство и площадь Восстания.
Чего, по моему мнению, на Невском на самом деле не хватает, так это гаишников, которые бы прогоняли с тротуаров велосипедистов и электросамокатчиков. Вот от кого у прогуливающихся постоянные травмы и дискомфорт.