Снижение Смольным тарифов на ЖКХ поставило в неожиданное положение управляющие компании, созданные девелоперами для обслуживания своих жилых комплексов
Они могут устанавливать и свои цены, но обычно ориентируются на городские. Которые в этот раз пошли не вверх, а вниз. Тем самым обескуражив управленцев, привыкших к ежегодной индексации доходов.
Подрядчики недовольны
Тарифы на жилищные услуги (ремонт, уборка, управление), в отличие от коммунальных услуг (вода, электричество и прочие), собственники квартир должны задавать самостоятельно на общих собраниях. Город утверждает такие тарифы только для неприватизированных помещений. Тем не менее и собрание собственников жилья может принять решение использовать утверждаемые городом расценки.
На состоявшейся недавно встрече с управляющими компаниями в комитете по тарифам представитель УК "Сервис–недвижимость" (входит в холдинг "Эталон") сообщил, что компанию "очень беспокоит снижение городского тарифа на автоматические противопожарные системы" (с 0,44 рубля за 1 м2 общей площади жилого помещения до 0,34 рубля, то есть более чем на 20%). Поставщики услуг по обслуживанию высокотехнологичных систем дымоудаления в высотных домах–новостройках "были удивлены" снижению. Ранее такая ситуация уже возникла с тарифом на запирающие устройства (домофоны). "Многие подрядчики отказались работать по таким тарифам", — добавили в фирме.
Платежи для собственников за противопожарные системы теперь снизятся на те самые 20%, подтвердил "ДП" гендиректор "Сервис–недвижимости" Николай Дюмин. Но ничего хорошего, по его словам, в этом нет. "Так как обслуживание сложных технических систем обеспечения безопасности требует наличия высококвалифицированного и аттестованного персонала, то снижение тарифов может вызвать риск отказа исполнителей от работ при снижении цены, — сказал управленец. — При проведении общих собраний собственников мы планируем учитывать данный аспект и предлагать собственникам принять тариф выше, чем тот, что установлен комитетом по тарифам".
"Вам трудно собрать собрание, поэтому вы принимаете решение использовать те размеры платы, которые мы устанавливаем для нанимателей. Но вы понимаете, что поступаете неправильно, что законодательство совершенствуется и дает вам в руки все более широкие механизмы для возможности проведения собрания", — прокомментировала в ответ на вопрос "Сервис–недвижимости" советник председателя комитета по тарифам Ирина Бугославская.
Ставка в основе
В "Сервис–недвижимости" готовы проводить собрания, но, предвидя отказы людей добровольно повышать цены, рассчитывают, что комитет будет устанавливать для новостроек отдельные, повышенные тарифы. На самом деле для утверждения тарифа на уровне, установленном городом, решение собственников формально также необходимо, но добиться такого решения намного проще. Как рассказала "ДП" заместитель гендиректора УК "Космосервис" (входит в холдинг Setl Group) Алена Лобанова, тариф, установленный государственным органом, жителями воспринимается как эталонный: "К сожалению, многие жители не хотят разбираться в экономическом расчете, в методике формирования тарифа, не хотят углубляться. Вот есть эталонный тариф на рынке — он и будет использоваться".
"Использование именно городских тарифов — для обслуживания муниципального жилья — практикуется управляющими компаниями повсеместно. Особенно это касается тарифов на обслуживание основных инженерных систем, таких как автоматическая противопожарная защита, система переговорно–замочных устройств (домофоны)", — добавила она. "Усугубляет ситуацию" и позиция районных администраций, которые при проведении конкурсов на выбор управляющих компаний также берут за основу социальные ставки.
Однако, поскольку сейчас Смольный впервые объявил о снижении стоимости ресурсов и услуг в ЖКХ, использовать городские тарифы УК стало невыгодно. Как им быть — они не знают.
"Социальный тариф в части ряда статей непрозрачен и не отражает фактические затраты, необходимые для содержания современных домов", — сказала "ДП" гендиректор УК ООО "БФА сервис" Ольга Мицеловская. Стоимость дополнительных сервисов и услуг, таких как повышенная периодичность уборки, служба консьержей, благоустройство и озеленение территорий, обслуживание современных инженерных систем, раздельный сбор мусора и прочее, в социальный тариф не заложена, добавила она. Собственников приходится уговаривать повышать тарифы на общих собраниях, подтвердили в холдинге "Легенда". "Управляющая компания ведет разъяснительную работу, в том числе готовит отчеты, в которых знакомит собственников с результатами своей деятельности за прошедший период и планами на улучшения в будущем", — отметили в этой фирме.
"Рекомендация использовать во всех МКД размер платы (за жилищные услуги. — Ред.) для социального найма была убрана по требованию прокуратуры", — вспомнила в комментарии "ДП" председатель правления ассоциации ЖСК, ЖК и ТСЖ Петербурга Марина Акимова. По ее словам, управляющие компании (равно как и ТСЖ и ЖСК) обязаны ежегодно проводить собрания для утверждения сметы на текущий год. При этом они обязаны "разъяснять собственникам, почему нужно повысить плату за содержание жилого помещения", отметила наша собеседница.
Разумеется, провести среди собственников решение о повышении стоимости услуг через честное собрание жильцов — практически невозможно. С другой стороны, прецеденты собраний собственников квартир, на которых принимаются и более важные решения (например, о смене УК), но о которых сами собственники ничего не знают, — довольно распространенная практика.