По сравнению с 2018 годом текущий спрос на помещения под аптеки в городе эксперты характеризуют как умеренный. "Процесс поглощения менее эффективных аптечных сетей их более успешными конкурентами почти завершен, и значительного роста спроса в сегменте в ближайшей перспективе мы не ожидаем. Однако у аптечных сетей, как и в целом по рынку, можно наблюдать интересные примеры коллабораций, в частности с ретейлерами", — рассказывает Владимир Каличава, руководитель департамента услуг для ретейлеров Colliers International.
Например, аптеки компании "Мега Фарм", работающие под брендами "А–Мега" и "Да, здоров!", размещены в прикассовых зонах магазинов "Карусель" и "Перекресток". Сеть аптек "Мелодия здоровья" — в прикассовых зонах магазинов "Дикси".
В супермаркетах премиум–класса "Азбука вкуса" планируется открытие сети аптек "Доктор Столетов". "Аптечных ретейлеров привлекает хороший потребительский трафик, который аккумулируют торговые комплексы", — поясняет Марина Григорьева. По данным АН "Адвекс", стоимость аренды помещения под аптеку находится в диапазоне от 800 до 1500 рублей за 1 м2 в месяц.
"Вполне возможна и более высокая ставка для сетевых аптек, особенно если это конкурентоспособная сеть. Ставка зависит от местоположения помещения, основное значение, конечно, имеет пешеходный трафик", — поясняет руководитель департамента коммерческой недвижимости АН "Адвекс" Марина Григорьева.
Противоречивый формат
В последнее время также появилась тенденция к открытию торговыми сетями аптек под собственным брендом. В частности, сеть строительных гипермаркетов ТД "Вимос" (работает в Ленобласти) анонсировала планы по открытию 25 аптек под собственным брендом на территории своих строительных гипермаркетов. Онлайн–ретейлер Ozon открыл на территории логопарка "Троицкий" свою первую аптеку в Невском районе Петербурга. Ретейлер не исключает, что в дальнейшем сеть будет расширяться. Продуктовый ретейлер "Магнит", купивший в ноябре активы одного из крупнейших фармдистрибьюторов страны "СИА Групп", в 2019 году намерен открыть более 100 аптек в Петербурге и Ленобласти.
"Составят ли они конкуренцию существующим аптечным сетям, будет зависеть от многих факторов, в том числе от ценовой и ассортиментной политики", — комментирует заместитель генерального директора AlphaRM Татьяна Литвинова.
Опыт открытия аптек в прикассовых зонах весьма противоречивый. Например, после коллаборации "Мега Фарм" с X5 Retail Group выручка аптек упала, а количество точек сократилось. "В июле 2018 года "Мега Фарм" объединяла 1020 аптек. Однако к апрелю 2019 года число точек сократилось до 831. В итоге сеть X5 Retail Group, на базе которой "Мега Фарм" открывала свои аптеки, от эксклюзива для последней отказалась и сейчас на базе магазинов "Пятерочка" предлагает размещать пункты выдачи интернет–заказов и аптечные пункты целому ряду мультирегиональных игроков", — говорит Николай Беспалов, директор по развитию аналитической компании "АРЭНСИ Фарма".
Не только лекарства
По словам Марины Григорьевой, сейчас также четко наметилась тенденция, когда сами аптеки открывают магазины.
"Чаще всего это формат дрогери — то есть магазины, ассортимент которых представлен косметикой, бытовой химией, парфюмерией, средствами гигиены, хозтоварами. В частности, в Петербурге пять магазинов в формате дрогери открыла ГК "Эркафарм" под вывеской "Озерки". Бывают и другие форматы. Например, объединенная сеть "Родник здоровья & ЛекОптТорг" развивает сеть оптик "ОптикГуру", — рассказывает Марина Григорьева.
По мнению Татьяны Литвиновой, при правильном подходе товары дополнительного ассортимента могут привлечь в аптеку дополнительных покупателей, увеличить среднюю наценку и доход.
Так, по подсчетам AlphaRM, в 2019 году доля, которую дополнительный ассортимент занимает в выручке аптек ГК "Эркафарм", составляет 30%, "Риглы" — 27%, "Имплозии" — 18%.