Сбербанк начал разрабатывать свою умную колонку. Гаджет с собственным голосовым помощником, возможно Варварой, может стать ключевым звеном в экосистеме IT-компании "Сбер", которую строит Герман Греф. Однако, как отмечают участники рынка, Варваре нужно не только стать удобнее Алисы, Маруси и Олега, но и занять свою нишу на рынке.
Сбербанк приступил к разработке собственной умной колонки и, вероятно, представит ее в 2020 году. Банк уже зарегистрировал доменные имена sberkolonka.ru и sberstanciya.ru, начал поиск и привлечение профильных разработчиков, в том числе из "Яндекса", а также выпустил первые продукты с петербургским Центром речевых технологий (ЦРТ), контроль над которым получил еще в апреле. По словам источников, умная колонка будет работать именно на базе голосового помощника, который уже разрабатывает ЦРТ.
Сбербанк анонсировал трансформацию банка с госучастием в универсальную технологичную компанию еще в 2017 году, в апреле был зарегистрирован товарный знак "Сбер", а также десятки связанных с ним наименований. Как заявлял весной глава банка Герман Греф, работающая цифровая экосистема должна появиться к 2024 году, к моменту окончания его контракта. Собственный голосовой помощник банка, доступный во всех приложениях и заменяющий собой call-центры, мог бы стать универсальным звеном, соединяющим разные сервисы Сбербанка. Закономерным шагом в продвижении этой стратегии станет и запуск собственной умной колонки, этот сегмент сейчас растет самыми быстрыми темпами на рынке электроники.
При этом Сбербанк выходит на конкурентный рынок, где его аудитория пользователей (свыше 90 млн человек) не становится ключевым преимуществом — сопоставимая аудитория у "Яндекса" с помощником Алисой и Mail.ru Group (Маруся), активно продвигает Олега "Тинькофф", тестируют ассистентов и сотовые операторы. Остается под вопросом и продвижение умных колонок на потребительском рынке — лидирующему "Яндексу", запустившему продажу этих гаджетов еще год назад, на рынке Центральной и Восточной Европы удалось занять только 14%.
Колонка с кем-то
О том, что банк начал работу над умной колонкой, стало известно, в частности, из объявлений направления SberDevices. "У вас есть шанс в составе команды SberDevices стать создателем нового устройства и поучаствовать в полном цикле рождения уникального в своем роде продукта для многомиллионной аудитории b2c- и b2b-продуктов", — говорится в описании вакансий. В одной из них указан в качестве требования опыт участия в разработке NLP-платформы (Natural Language Processing, NLP — обработка естественного языка). Источники РБК подтвердили, что банк работает над своей умной колонкой. По их словам, смарт-динамик будет работать на основе голосового помощника от ЦРТ, а презентация устройства возможна не ранее следующего года.
Сбербанк начал активно разрабатывать направление для запуска голосового помощника в этом году. В феврале 2019 года экс-руководитель команды по разработке колонки "Яндекс.Станции" Константин Круглов перешел в Сбербанк на должность старшего управляющего директора и главы департамента управления данными. В марте в ЦРТ анонсировали создание голосового помощника Варвары, который может стать основой для разрабатываемого госбанком ассистента. Тогда сообщалось, что ЦРТ уже ведет переговоры с крупными компаниями, которые смогут выпускать устройства с Варварой под собственными брендами.
В апреле Сбербанк объявил о покупке 51% акций ЦРТ у Газпромбанка, сделку закрыли в августе (источники оценивали пакет в 5 млрд рублей). При этом подразделение "Сбербанк Технологии" планировало запустить собственного голосового помощника для клиентов в ноябре 2019 года. Между тем в экосистему Сбербанка уже интегрирована Алиса от "Яндекса" и Siri от Apple. Не исключено, что их партнером станет и Варвара. В мае, уже через месяц после покупки ЦРТ, Сбербанк и ЦРТ презентовали общую разработку — робота и цифровую ведущую корпоративного телевидения Сбербанка Елену. Цифровой двойник может вести новостные сюжеты, используя текст для генерации полноценного видео с мимикой и эмоциями реального человека, но к разговорному AI отношения не имеет.
В Сбербанке не уточнили дальнейших планов развития собственного голосового помощника. "Технологии развиваются, и мы уже умеем хорошо понимать потребности человека. Как только какую-то потребность будет хорошо решать голосовой помощник, человек сразу начнет это использовать, покупки это будут или что-то другое", — отметила директор проектов Сбербанка Мария Кудряшова.
Хор помощников
Сбербанк выходит на рынок разговорного AI и смарт-динамиков на пике его роста. Сейчас, по оценкам аналитиков, экосистема голосовых помощников растет в США и Китае быстрее, чем рос веб, быстрее рынка смартфонов. Лидирует по темпам роста Китай (Alibaba, Xiaomi, Baidu), половина продаж которого приходится на разговорный AI.
По прогнозу Deloitte, к концу 2019 года количество активированных умных колонок в мире превысит 250 млн устройств, объем мирового рынка смарт-динамиков, по версии IHS Markit, составит $7,9 млрд. Amazon занимает 25,4% рынка, Baidu — 17,3%, Google — 16,7%, следует из последнего отчета Canalys. Четвертое и пятое места рейтинга принадлежат Alibaba (15,8% рынка) и Xiaomi (10,8%).
В России пока главный голосовой помощник "Алиса": по заверениям "Яндекса", он установлен у 35 млн пользователей. По оценкам поисковика, в России пользовались голосовыми помощниками в той или иной степени 86% пользователей интернета. Алиса уже перешагнула отметку 1 млрд обращений ежемесячно. При этом в России очень популярен ассистент от Google, только начали работу Маруся от Mail.ru Group и Олег от Тинькофф. Тестирует своего ассистента крупнейший в стране онланй-ретейлер Wildberries (Ева Вайлет), у "МегаФона" уже работает Елена.
Рынок умных колонок в России находится в стадии формирования и пока не поделен между игроками. Эксперты технологического направления MRG Tech Lab не исключают, что крупные бренды будут запускать голосовых ассистентов самостоятельно или заручившись поддержкой IT-компаний. "Мы особое внимание уделяем контенту и удобству его потребления через голосовой интерфейс. Для решения этой задачи нужны продвинутые системы поиска и персональных рекомендаций. Кроме того, мы рассматриваем возможности интеграции с онлайн-ретейлерами, чтобы ассистент мог, к примеру, повторять заказы из интернет-магазинов и брать на себя другие повседневные задачи", — пояснил Андрей Калинин, директор по технологиям искусственного интеллекта Mail.ru Group.
Вероятнее всего, с учетом увеличения предложений от разработчиков увеличится и спрос на эту систему, пока потенциал умных устройств не до конца раскрыт в России — пользователи с осторожностью присматриваются к подобным решениям, говорят в Tele2. Однако уже сейчас пользователь любых операторов может бесплатно найти потерянный телефон при помощи Алисы — помощник свяжется с сетью Tele2, а компания позвонит на потерянный телефон, отмечает оператор. В компании полагают, что массовыми умные колонки на российском рынке станут в ближайшие несколько лет. "Сроки повсеместного внедрения зависят от многих факторов: сочетания эффективности, стоимости, законодательных актов и социально-экономических аспектов", — поясняет представитель Tele2.
Популярность Алисы между тем не стала залогом успешных продаж "Яндекс.Станций". В компании говорят о "десятках тысяч" проданных экземпляров. В Canalys подсчитали, что "Яндекс" в 2018 году занял 14,3% рынка умных колонок в Центральной и Восточной Европе, всего в этот регион было отгружено 280 тыс. умных колонок. Лидером рынка стала Echo от Amazon с 80,3% рынка. Из квартального отчета поисковика следовало, что "Яндекс" в январе-марте заработал на продажах "Яндекс.Телефона", "Яндекс.Станции" и партнерских устройств с голосовым помощником "Алиса" 222 млн рублей. "Устройства с Алисой продаются чуть больше года, но "мы уже видим со стороны пользователей очень большой интерес к таким продуктам, и он растет с каждым месяцем", — подчеркнул представитель "Яндекса".
Сбербанк со своим продуктом, таким образом, станет для россиян седьмым голосовым помощником (с учетом ассистентов от Google и Apple). Смарт-динамик госбанка, по всей видимости, будет продвигаться на партнерских с "Яндексом" маркетплейсах (Bringly, "Беру", "Маркете"), где уже не очень активно продаются различные умные колонки "Яндекса".
Массовый или нишевой
Спрос на умные колонки будет со временем расти, катализаторами интереса к продукту станет формирование реальной ценности для пользователя и снижение стоимости производства, но уже сегодня разговорный AI внедряется в бизнесе повсеместно, уверены в "Тинькофф". "Задачи у каждого голосового помощника индивидуальны, поэтому монополист в этом сегменте вряд ли возможен. Лидировать будут те, которые будут максимально полезны пользователям и смогут регулярно решать их задачи", — отметил представитель банка.
Каждый игрок старается перетянуть одеяло быстрорастущего сегмента на себя, тот, чей ассистент будет воспринят массовым потребителем, получит огромные преимущества, парирует Дмитрий Савченко, руководитель исследовательского центра "Цифровое сознание".
При этом он отмечает, что главным препятствием для дальнейшего развития этого сегмента рынка может стать дефицит контента. Савченко напоминает, что при равном аппаратном количестве мобильных устройств количество мобильных приложений исчисляется миллионами, а приложений для голосовых ассистентов — порядка 1% от мобильных приложений.
"Мало научить ассистента отвечать правильно на вопросы по продукту того, кто его создал, нужно создавать и другие приложения, которые нужны пользователям, так, доля игр в мобильных приложениях составляет 71% у APP store и 87% у Google Play. Если учесть дефицит кадров, которые могут изготавливать приложения для голосовых ассистентов и отсутствие понимания и интереса у инвесторов, то однозначный прогноз расстановки сил на этом этапе дать невозможно", — подчеркивает аналитик.
В ближайшие годы, пока рынок формируется, самые крупные и технологически сильные финтех-игроки будут пытаться создавать своих голосовых помощников, но все же вероятнее появление универсальных моделей ассистентов, заточенных под банковскую отрасль, прогнозирует директор по маркетингу компании Just AI Юлия Рыжих. В глобальном смысле в этой борьбе выиграют ассистенты, чья экосистема будет интереснее и разнообразнее, у кого будет больше пользователей и кто будет интегрирован в максимальное количество устройств, добавляет она.
"Пока у Алисы в этом отношении нет конкуренции — она работает и в "Яндекс.Станции", и в партнерских колонках, в девайсах для умного дома, в смартфонах, автомобилях и даже в детских часах. Но надо понимать, что срок существования игрока на рынке не играет такой уж важной роли: Alexa от Amazon появилась в 2014 году, Google Assistant — в 2016-м, но по итогам 2018 года Amazon обгонял Google по поставкам всего на 1 процентный пункт", — отмечает Рыжих.
У Сбербанка, добавляет эксперт, есть все ресурсы, чтобы выпустить на рынок действительно сильный и массовый продукт: огромный штат разработчиков, технологии синтеза и распознавания речи и даже решения для биометрии, которые могут закрыть стоящий перед разработчиками голосовых ассистентов вопрос по авторизации пользователей. Кроме того, с покупкой Rambler Group у банка появился и широкий набор медиаресурсов, также банк намерен заняться музыкальным стримингом, а "музыкальные навыки, по статистике, входят в число топовых сценариев для голосовых ассистентов на Западе", подчеркивает Рыжих. "Шансы Сбербанка с его известностью бренда и доступом к многомиллионной аудитории в онлайне и офлайне очень велики", — резюмирует представитель Just AI.