Куски бетона и штукатурки, битый кирпич, стекло и керамическая плитка, металлические прутья, трубы, кровля, обломки ДСП и гипсокартона, пластик и пленка, остатки отделочных материалов, старые окна и двери, грязный грунт… Ни одна стройка или ремонт не обходятся без строительного мусора.
Эти отходы относятся в основном к IV–V классам опасности. Вывозятся они, как правило, двумя этапами: после демонтажа или подготовки площадки и после окончания работ. В жилых комплексах окончание работ иногда затягивается на долгие годы, пока новоселы не обустроят свои гнезда, перестройки и ремонты — процессы, как известно, бесконечные. Любой процесс сопровождается отходами, и строительный мусор остается одной из болезненных проблем российских городов. В мегаполисе его объемы исчисляются миллионами тонн, а оборот средств в сфере его вывоза и утилизации — миллиардами рублей. По оценкам аналитиков ФГИК "Размах", в Петербурге и Ленинградской области ежегодно образуется около 3,2 млн т строительных отходов.
А может, сгодится?
Алексей Фунтов, директор по инжинирингу ФГИК "Размах", раскладывает ситуацию по полочкам: "Отходы IV–V классов опасности (бой кирпича, железобетона, деревянные отходы, строительный мусор) могут быть вторично использованы для фундаментов, дорог, временных сооружений. Другой вариант — использование вторичных материалов для рекультивации земель. Причем переработка может быть осуществлена прямо на месте, так как предложение на рынке мобильных дробильных комплексов в Петербурге и Ленинградской области не только позволяет закрыть спрос, но и, на наш взгляд, существенно его превышает. Тем не менее, по нашим оценкам, средний уровень переработки строительных отходов по Петербургу и Ленобласти составляет 17%. Но это касается отходов IV–V классов опасности. Для переработки отходов I–III классов опасности (к ним может относиться все то, что остается после демонтажа) приходится обращаться к зарубежным разработкам — сегодня в Европе существуют современные установки и для промывки зараженных грунтов, и для переработки опасных отходов. Однако это оборудование в России еще надо сертифицировать".
Интернет пестрит объявлениями о покупке, вывозе и утилизации строительного мусора. Недорого и быстро — главные рекламные слоганы фирм. Стоимость утилизации строительных отходов начинается от 2 тысяч рублей за тонну. За вывоз пухто 40 м3 возьмут от 20 тысяч рублей. Возможно, придется заплатить и за погрузку, в зависимости от того, какой мусор и как будут его обрабатывать грузчики или манипулятор. Чем больше объем, тем выгоднее заказчику, поэтому компании, занимающиеся вывозом и утилизацией, предлагают бесплатную установку крупногабаритных контейнеров на площадке, привлекают клиентов низкими расценками на работу в ночное время, скидками пенсионерам, прочими льготами и дополнительными услугами.
Тем не менее соблазн свалить строительный мусор куда ни попадя либо закопать его под возводимое сооружение велик. Не помогают ни штрафы, ни угрозы властей ужесточить наказание за незаконный сброс отходов.
Рынок диктует
Рынок вывоза отходов достаточно обширный: здесь действуют и крупные, и средние, и маленькие компании, и даже частники. Емкость рынка вывоза отходов с утилизацией на полигон по Петербургу и Ленобласти за 2018 год аналитики "Размах" приблизительно оценивают в 800 млн рублей (с поправкой на то, что работу частников отследить достаточно сложно). Стоимость утилизации отходов точно не назвать. Она складывается из расстояния от полигона и из тарифов самого полигона. В среднем по Петербургу тариф составляет 300 рублей за кубометр.
Вывозить строительный мусор на собственном транспорте в частном порядке не стоит. Деятельность по сбору, вывозу и утилизации отходов регулируется законодательством и подлежит обязательному лицензированию. Жители многоквартирных домов даже не имеют права вынести образовавшийся в ходе ремонта мусор на контейнерную площадку. Они обязаны самостоятельно или через управляющую компанию заключить договор с организацией, специализирующейся на вывозе строительных отходов. Оператор вывезет их на один из действующих полигонов региона.
Свалка или полигон
Алексей Фунтов полагает, что мощностей существующих полигонов в Петербурге и Ленобласти уже не хватает. Так, давно исчерпали себя мощности полигонов "Промотходы" во Всеволожском районе и "Новый Свет–Эко" в Гатчинском районе. При этом огромной проблемой являются незаконные свалки. В 2018 году выполнялись работы по ликвидации более 100 незаконных свалок в ЛО, но на самом деле их количество существенно больше, и оно растет с каждым годом гораздо быстрее темпов рекультивации.
Ответственность за незаконное размещение отходов пока, к сожалению, не настолько сурова, насколько велик соблазн для ряда небольших компаний просто вывезти отходы в ближайший лес или закопать их под фундаментом нового здания.
На незаконный вывоз строительных отходов неоднократно обращали внимание в Смольном.
В апреле текущего года, например, комитет по природопользованию подготовил поправки в федеральный закон "Об отходах производства потребления" и отдельные законодательные акты РФ, запрещающие передачу абсолютно любых отходов компании, не имеющей соответствующей лицензии. На словах власти декларируют строгость и неукоснительное соблюдение требований природоохранного законодательства по части строительного мусора, на практике наказать даже за явные нарушения получается далеко не всегда.
Один из свежих примеров. В начале августа Пушкинский суд вынес оправдательный приговор по делу предпринимательницы, обвиняемой в незаконном размещении свалки строительных отходов площадью 7 га в районе Шушар. Следствие инкриминировало нарушение ст. 246 УК РФ "Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ", однако суд не счел достаточными доказательства вины обвиняемой, которые предоставили правоохранительные органы, и теперь она намерена требовать компенсации всех убытков, включая испорченную деловую репутацию.
Впрочем, свежие примеры действия закона можно найти в соседних регионах. В Петрозаводске городской суд осудил предпринимателей, превративших за 2 года взятый в аренду у государства земельный участок в одну из самых больших нелегальных свалок карельской столицы. Строительный мусор свозили на площадку в проезде Дорожников, трамбовали, засыпали грунтом, и так слой за слоем… Суд приговорил виновных к штрафу в 4 250 109 рублей.