Считается, что называть улицы в честь ныне здравствующих нельзя. Конечно, аргумент о том, что заслуги человека более объективно оцениваются спустя время, понятен. Однако есть вариант "заслужить" улицу и сегодня, а именно построить ее с нуля.
Почти каждый день читаю полемику читателей о том, кто должен строить дороги (школы, детские сады). Одни считают, что застройщики и так налоги платят, а потому вкладываться в улицы и соцкультбыт, безусловно, должен город. Другие парируют: если идет комплексная застройка, то все сливки получает девелопер, а потому странно делать коммерческий проект более выгодным, давая деньги на его неотъемлемые составляющие элементы. Это как делить жилой дом на квартиры и общие помещения — за подъезды тоже Смольный должен платить?
Как бы то ни было, есть остроумное решение, как найти компромисс. Он завязан на желании любого человека оставить после себя след в истории, сделать так, чтобы о тебе помнили. И в этом нет ничего дурного. Кто–то, конечно, сразу подумает про надпись на заборе "Катя+Рома=любовь". Но можно вспомнить и "памятник нерукотворный".
В случае с застройщиками совершенно очевидно, что мириады "муравейников" не будут хранить добрую память об их создателях. Как бы те ни убеждали себя в обратном, оправдывая размножение унылых высоток социальной миссией — обеспечением человечества доступным жильем. Возведение храмов, после того как превратилось в мейнстрим, увы, тоже перестало служить этой цели. Но есть сфера, на которую все смотрят в основном под одним углом. Это топонимика. Все привыкли, что названия спускаются откуда–то сверху и на них не повлияешь. Девелоперам остается только обыгрывать их в именах своих жилых комплексов. Но ведь можно влиять на топонимику! Отправимся на век назад. 25 января 1913 года официальным документом новой улице присвоили название Сазоновская (ныне Одоевского). Тем самым была увековечена фамилия купца — почетного гражданина Павла Сазонова, который на свои деньги проложил и замостил эту улицу. На Крестовском острове, им владели Белосельские–Белозерские, новые улицы называли в честь членов семьи — Ольгина, Эсперова, Константиновский проспект. В Сосновке предприниматель и сенатор Владимир Ратьков–Рожнов раздал улицам планировавшегося коттеджного поселка имена своих детей (Ольгинская, Яковская), матери (Веринская), других родственников, ну и себя не забыл, "запечатлев" во Владимирской.
Мне кажется, было бы интересно вернуть эту традицию. И относиться к ней не как к оценке всех заслуг человека, а как к фиксации конкретного вклада. Представим, что построил владелец Первой строительной компании (мифической) Андрей Зеленов (условный) улицу. Назвали ее Зеленовской. Проложил владелец Второй строительной компании Вячеслав Краснов два переулка — получил Верхний и Нижний Красновские переулки. Расщедрился владелец Третьей строительной компании Максим Синев — "увековечил" себя Синевским проспектом.
И это не разовая акция. Все тот же условный Максим Синев будет поддерживать свой проспект в хорошем состоянии. Ему явно не захочется, чтобы там лежали горы мусора, а деревья чахли. И уж точно вряд ли он застроит проспект "муравейниками". Появится негласное соревнование, какая улица красивее. Разве не здорово?
Да, есть и иная сторона. Бывает, что владелец бизнеса нарушит закон или нормы морали. Как быть? Все просто. Поскольку присвоенные названия не являются наградами, то и лишить их нельзя. Человек построил улицу? Построил. Этого у него не отнять. А какой он был в жизни — хороший или плохой, не все ли равно? В конце концов, кто из нас может ручаться за Павла Сазонова или Эспера Белосельского–Белозерского?