Властям и турсообществу придется создать программу точечных мер, чтобы спешно купировать проблему.
Организаторы фестиваля "День Д" о Сергее Довлатове встретили сопротивление жителей улицы Рубинштейна. Площадку пришлось перенести. До этого резиденты улицы успешно торпедировали на Манежную площадь фестиваль Comedy Club. К слову, там комедиантам местные жители также были не рады, но в итоге договориться получилось.
Эти события прекрасно коррелируются с термином "сверхтуризм" (от английского overtourism), введенного в оборот ВТО в 2015–м. Лувр на целый день прекратил работу из–за протеста сотрудников: очереди зашкаливали, и негатив выливался в том числе на кассиров и смотрителей. В Венеции власти обсуждают введение запрета на швартовку круизных судов в историческом центре, а также платы за вход… в город. В Перу придумали ограниченные по времени билеты, чтобы хоть как–то упорядочить подъем на Мачу Пикчу.
В отчете ВТО о сверхтуризме Петербург не упомянут, но, похоже, это вопрос времени. Территория знаменитого Толстовского дома, привлекающая любителей красивой архитектуры, фотографов и экскурсоводов, закрыта на замок. А проникнув во двор, можно наткнуться на не всегда вежливую встречу с местными жителями. Владельцы парадных в старинных домах в центре города, устав от толп посетителей, нанимают консьержей или ставят сигнализацию. Летом власти Петербурга от угроз ограничить нелегальные экскурсии по крышам перешли к делу: управляющие компании начали устанавливать сигнализации и заключать договоры с вневедомственной охраной на случай несанкционированного доступа.
Часто туристы мешают не только местным жителям, но и приезжим. В высокий сезон центр перекрывается по различным поводам. Одних только беговых марафонов в 2019–м было несколько. Пока одни стартуют и финишируют на беговых дистанциях возле Эрмитажа, другие, часто пожилые пассажиры круизных лайнеров, вынуждены, оставив вдалеке автобусы, пересекать легкоатлетическую трассу по временному мосту. Это неудобно и отсекает маломобильных гостей. Но иного пути нет — автобус у Эрмитажа из–за перекрытий не поставить, а перенести экскурсию нельзя из–за расписания круизных лайнеров. Да и время входа группы в музей забронировано за несколько месяцев до появления ограничений.
Полдня за Да Винчи и Янтарную комнату
Пока это предтечи сверхтуризма, и к тому же решаемые. Крыши жилых домов можно закрыть и организовать легальные экскурсии по нежилым зданиям — варианты есть. В красивые парадные и дворы можно пускать по расписанию в рамках сервитута, как предложил колумнист "ДП" Дмитрий Губин (см. № 079 от 03.06.2019).
Есть, однако, сфера, в которой проблема уже вышла на новый уровень. Речь идет о ставших притчей во языцех постоянных очередях в самые популярные музеи — Эрмитаж, Екатерининский дворец и Большой Петергофский дворец. Поток создает антропогенную нагрузку и приводит к конфликтам между туристами. Статистика показывает, что рост год от года устойчивый, значительный и 2019–й снова поставит рекорд (см. инфографику на стр. 8–9). Что с этим делать, непонятно. "Все наши попытки переориентировать потенциальных посетителей на знакомство с другими объектами музея наталкиваются на одну и ту же фразу: "Сначала мы посмотрим Янтарную комнату, а потом все остальное", — говорят в Царском Селе.
Пространства для маневра немного: топ–объекты показа продлевают часы работы и пытаются продвигать свои альтернативные площадки. Эрмитаж активно загрузил Главный штаб и Дворец Меншикова выставками и лекциями, Петергоф рекламирует менее известные объекты вроде "Дома игральных карт". Царское Село думает о продаже всех билетов только онлайн, что уберет физическую нагрузку на Екатерининский парк, — путь, по которому пошли известные музеи мира.
Похоже, пора включаться и коллегам и продвигать свои экспозиции, что может немного диверсифицировать поток. Так, Государственный музей политической истории России (ГМПИР) сделал недорогие тематические пешеходные маршруты, совмещенные с посещением экспозиции, и они оказались очень востребованными. "К сожалению, проблема музеев, которые не входят в число обязательных к посещению, — нехватка рекламы. У нас очень современные, интересные экспозиции, в том числе интерактивные, посетители остаются довольны. И мы часто слышим даже от местных жителей: "Почему мы раньше о вас не знали?" — говорит Елена Кудрявцева, руководитель отдела по продвижению музейных услуг ГМПИР.