Город успешно привлекает деловых гостей. Но здесь важно помнить о решении тактических задач вслед за стратегическими. Например, о восполнении дефицита недорогих квалифицированных подрядчиков.
Не только архитектура и музеи
Конгрессный турист выгоден: он не только оставляет в городе в 3–4 раза больше денег, чем турист "выходной", но и наполняет низкий сезон. Неудивительно, что ведущие дестинации мира бьются за состоятельных людей в костюмах. Петербург включился в эту борьбу 5 лет назад. Городские власти учредили "Конгрессно–выставочное бюро", задача которого — притягивать в Северную столицу глобальные мероприятия. Не всегда крупные, но всегда прибыльные для местных подрядчиков, от отелей и конгрессных площадок до кейтеринга и переводчиков.
Бюро добилось ощутимых результатов. В ближайшие годы, как рассчитывают городские власти, Петербург должен войти в рейтинге International Congress and Convention Association (ICCA) в топ–20 дестинаций по объему конгрессного рынка в мире и в топ–10 в Европе. Хотя сейчас город на достаточно скромных позициях — 184–й в мире и 80–й в Европе, оптимизм оправдан. Помимо положительной динамики относительно количества и качества мероприятий есть и другие факторы, которые вселяют надежду. Речь идет, в частности, о программе государственных субсидий: 50 млн рублей в год выделяются местным организаторам мероприятий под конкретное событие и покрывают значительную часть затрат. Кроме того, в 2019–м запущена программа амбассадоров Петербурга, которые призваны входить в контакт с устроителями глобальных конференций, форумов, симпозиумов с ротирующейся локацией и квалифицированно рекомендовать Северную столицу. Амбассадор — это специалист в какой–либо отрасли, как правило узкой, хорошо известный и пользующийся авторитетом у профессионального сообщества за рубежом. Директор по маркетингу Domina Group, доцент Высшей школы экономики Наталия Белякова отмечает преимущества — если оставить на скобками наиболее очевидные в виде архитектуры, памятников и музеев — Петербурга на рынке конгрессного туризма. Во–первых, мощное развитие как раз тех отраслей, представители которых наиболее активны в этом сегменте, в частности IT и фармацевтики. "Синонимичность имеющихся у дестинации предприятий теме конгресса или симпозиума служит одной из ключевых причин для выбора локации", — говорит эксперт. Во–вторых, отсутствие серьезных инфраструктурных ограничений, будь то логистика или подбор площадок. Наконец, в–третьих, как бы банально это ни звучало, мощная культурная составляющая: у организаторов не болит голова о том, чем занять участников мероприятия, причем в любое время года. "Это тем более важно, что формат bleisure из экзотики становится нормой: закончив с business, деловые путешественники остаются на пару дней ради leisure", — полагает Наталия Белякова.
Подрядчикам надо подтянуться
Вместе с тем, отмечают эксперты ГК "Аэроклуб", другие российские города, в первую очередь принимавшие матчи Чемпионата мира по футболу — 2018, также обзавелись приличной деловой инфраструктурой. Помимо того, после валютного шока на российский рынок возвращаются и зарубежные дестинации, в которых многие вопросы решаются проще, чем в России. Конкуренция усиливается, ведь привлекательность города, региона или страны складывается из наличия не только площадок, удобной логистики и мощной афиши, но и стоимости услуг подрядчиков разного профиля.
Может ли случиться так, что Северная столица выйдет из моды или проиграет конкуренцию по цене или совокупной квалификации поставщиков разных услуг?
Гендиректор бюро мероприятий "Инженеры События" Ирина Молокова отмечает, что "Петербург богат подрядчиками, которые следят за трендами, качеством и сервисом, чего нельзя сказать о регионах: они отстают от нас лет на пять". Однако Петербург сам отстает от Москвы, в первую очередь в сфере технологических новинок, говорит эксперт, и "совсем печален рынок артистов: иногда проще привезти их из Москвы". Самая главная проблема, по словам Ирины Молоковой, в отсутствии достаточного количества компетентного персонала: "Менеджеры площадок, официанты, видеооператоры и монтажеры, фотографы, декораторы, технари — вот самое слабое звено нашего рынка в среднем ценовом сегменте".
Дмитрий Васильев, директор Информационно–делового центра Санкт–Петербурга в Гамбурге с опытом организации мероприятий по обе стороны границы, говорит, что "за рубежом общая стоимость проекта может быть немного ниже, но в принципе на одном уровне". Вместе с тем в Гамбурге проще решается с инфраструктурой — электричеством, водой и так далее, поставкой выставочных конструкций, техникой, взаиморасчетами и отчетностью, а также уличной и ярмарочной торговлей. Есть и важная разница в бюрократической культуре: "Если в Германии что–то нельзя, то это совсем нельзя. Но все остальное точно можно. Никому в голову не придет придираться к тому, что не запрещено", — начертил Дмитрий Васильев один из путей для совершенствования конгрессного рынка Петербурга.