От количественного роста в туристской отрасли Петербург переходит к качественному, подбирая варианты решения главной на сегодняшней день проблемы — cильной сезонности
В 2018 году Петербург принял 8,2 миллиона туристов, почти 4 миллиона из них иностранных, если считать по традиционной методике, которая учитывает статистику от официальных средств размещения. По иной методике, которая включает и данные по частному размещению, показатель почти вдвое выше и составляет 15 миллионов визитов. Очевиден не только серьезный прогресс, но и тот факт, что сезон 2019 года принесет очередной исторический рекорд. Так, число иностранных гостей выросло в первом полугодии на 15% по отношению к аналогичному периоду 2018–го и достигло 1,5 миллиона человек.
С одной стороны, приток вызван общим "приливом" в мировом туризме, который поднимает все "корабли": по подсчетам Всемирной туристской организации ООН (UNWTO), в 2017 году число международных поездок выросло на 7%, в 2018–м — на 6%, в 2019–м вернется к традиционным темпам 3–4%.
С другой стороны, и "корабль" оказался хорошо подготовлен к "приливу". За последние 10 лет Петербург избавился от транспортных ограничений, реконструировав аэропорт Пулково, построив круизный терминал и ликвидировав дефицит номерного фонда, который остро не ощущается даже в пиковые даты. Единственное ограничение, которое пока еще остается, — пропускная способность ведущих музеев.
Кроме того, власти и частный бизнес нарастили и культурно–развлекательную составляющую, запустив несколько крупных музейных проектов, в частности "Гранд Макет Россия", Музей железнодорожного транспорта, Планетарий № 1 и ряд аттракционов.
Однако все эти успехи пока не решают главную на сегодняшний день, по мнению Александра Мусихина, председателя комитета по предпринимательству в сфере туризма Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты, проблему — сезонности. Вот интересная цифра, которая четко отражает положение дел: из 5,3 миллиона гостей, побывавших в Петергофе в 2017 году, почти 5 миллионов приехали сюда в период с мая по октябрь. В последние пару лет зимой стало чуть веселее за счет групп китайских туристов, но это лишь снимает остроту проблемы.
Равномерное распределение потоков
Городские власти приняли стратегию перехода от количества, с которым уже нет проблем, к качеству: они принялись за точечную работу по привлечению конкретных — и весьма платежеспособных — групп клиентов через развитие конгрессного, медицинского, свадебного и религиозного видов туризма. Под каждое направление учреждена отдельная структура, будь то специализированное агентство или совет, который занимается предметной маркетинговой работой по целевой аудитории. И если развитие медицинского, свадебного и религиозного направлений пока только в начальной стадии, то конгрессный уже принес ощутимые результаты. Кроме того, комитет по развитию туризма обдумывает идею специальных туров для очень обеспеченных гостей, которые оставляют в городе в среднем в 2 раза больше, чем обычные туристы, — 70–100 тысяч рублей за 3 дня. Но, правда, и требуют отличного индивидуального сервиса.
Очевидно, что вопрос с сезонностью упирается в два фактора. Первым, по словам Александра Мусихина, является сложность и относительная дороговизна получения виз в Россию. Вторая — наличие и доступность авиаперелетов.
Похоже, что с первым барьером сильно поможет введение с 1 октября электронных бесплатных виз в Петербург и Ленинградскую область. Граждане ряда государств смогут получить визу онлайн в течение 4 дней и на срок до 8 суток. Просматривается схема под названием city break, которая набирает популярность в Европе: люди выбираются на выходные в конкретный город, благо транспортные тарифы и дешевое жилье позволяют делать это без удара по бюджету.
Если Петербург станет для европейцев удобным вариантом city break, то это снизит остроту сезонности и уменьшит нагрузку на переполненные музеи: зимой туристы могут посмотреть Эрмитаж, Янтарную комнату, Большой Петергофский дворец, а летом переключиться на что–то другое.
С наличием и частотой рейсов в Петербург из Европы проблем по большому счету нет. Остается, конечно, вопрос стоимости авиабилетов, но она в низкий сезон предсказуемо снижается.
Однако и с электронными визами, и с "приливом", и с развитой инфраструктурой никто не отменяет интенсивной работы по пиару Петербурга на внешних рынках, который, по мнению Екатерины Шадской, директора Северо–Западного отделения Российского союза туриндустрии, надо усиливать: "Мы ждем метабренд города, который поможет в его продвижении, и еще более активное взаимодействие с целевыми группами". Однако достойное брендирование города — тонкая работа, в ней имеются важные нюансы. "Поколение "Инстаграм" любит глазами, но многие петербургские отели, рестораны считают логотипы, айдентику в целом чем–то второстепенным, — говорит генеральный директор брендинг–агентства DankeМихаил Гликман. — Зрелые рынки тратят огромные ресурсы на брендинг и на подготовку дизайнеров, чего у нас пока нет".
Одним словом, наступило время для тонких или даже утонченных маркетинговых решений.