Новые требования Международной морской организации (IMO), ограничивающие содержание серы в используемом топливе, вступают в силу с 2020 года. Судовладельцы, не переоборудовавшие свой флот, будут вынуждены платить штрафы.
Перемены грядут в связи с ужесточением экологических норм. С января 2020 года в силу вступают новые требования Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, которая вводит более строгие ограничения по содержанию серы в судовых топливах — не более 0,5% по всему миру (сейчас допустимый уровень — 3,5%). В случае превышения показателей судовладельцы из стран — участниц IMO будут вынуждены платить штраф.
При этом в Балтийском регионе, который относится к особым зонам судоходства с ограничением выбросов (Emission Control Area, ECA), уже сейчас действуют более жесткие требования по содержанию серы в топливе — не более 0,1%.
Развилка для судовладельца
Из сложившейся ситуации у судовладельцев есть три выхода. Первый из них — переход на сжиженный природный газ (СПГ). Его использование позволяет снизить выбросы оксидов азота и серы на 90–95%.
Однако у этого варианта есть целый ряд ограничений, да и многие воспринимают СПГ как промежуточный этап перед использованием водородного топлива и электричества.
Второй вариант — установка специальных устройств (так называемых скрубберов), которые будут удалять из выхлопных газов окислы серы и азота. Ведущие производители судового оборудования давно предлагают подобное оборудование, и некоторые новые суда уже оснащаются скрубберами на стадии строительства.
И последний путь (наиболее оптимальный для судовладельцев с точки зрения как цены, так и доступности) — переход на использование низкосернистых продуктов.
Доля экологичного топлива растет
По данным медиагруппы PortNews, в 2018 году на территории России было реализовано порядка 11,7 млн тонн бункерного топлива (плюс 3,5% к 2017–му), в том числе 4,4 млн (плюс 5,5%) — в Северо–Западном регионе, куда входят морские порты Санкт–Петербурга, Ленинградской области, Архангельска и Мурманска.
В первом полугодии нынешнего года эти объемы составили 5,65 млн и 1,9 млн тонн соответственно.
В целом на Северо–Запад приходится более 30% всего объема реализованного морского топлива в России. Основная масса реализованного бункера в Северо–Западном регионе в 2018 году (65%) — это темное топливо.
Как рассказали "ДП" в компании "Газпромнефть Марин Бункер", являющейся одним из лидеров рынка, в 2018 году объем реализованного ею экологичного судового топлива с содержанием серы ниже 0,1% вырос на 26%, составив 200 тыс. тонн.
Кроме того, "Газпромнефть Марин Бункер" прорабатывает механизмы по развитию в России направления бункеровки СПГ. В 2018 году предприятие выступило инициатором введения в стране международного стандарта по бункеровке СПГ–топливом.
Низкосернистое, но разное
В ООО "Газпромнефть Марин Бункер" прогнозируют, что спрос на низкосернистое топливо еще долгое время будет стабилен, но к 2030 году его доля в общем объеме реализации продукции снизится с нынешних 42 до 24%.
В зонах ECA, как и раньше, будут использоваться ультранизкосернистые (0,1%) продукты. Но сегодня их стоимость не сильно отличается от цен на традиционное дизельное топливо или газойль, разница всего $20–30 за тонну. Поэтому пока их использование не дает большой выгоды судовладельцам.
При этом знакомый рынку флотский мазут, даже несмотря на ограничения, скорее всего, будет повсеместно использоваться и в дальнейшем (кроме арктических территорий) на судах, оборудованных скрубберами. По оценкам экспертов, флот, оснащенный этими системами, будет постепенно расти, и в среднесрочной перспективе его доля составит 10–25%.
СПГ захватывает Балтику
Что касается СПГ, то переход морского транспорта на него происходит небыстро. Из–за отсутствия необходимой инфраструктуры, специализированных судов–бункеровщиков судовладельцы неохотно переводят свой флот на газ.
Как отмечает директор интернет–портала Marine Bunker Exchange Сергей Иванов, в 2019 году доля судов, работающих на СПГ, достигнет в лучшем случае 0,5% от общего количества коммерческого флота.
Тем не менее в Ленинградской области уже реализуется два масштабных СПГ–проекта. В конце марта 2019 года ПАО "Газпром" и АО "РусГазДобыча" приняли решение о начале реализации программы по производству СПГ в районе порта Усть–Луга. Договор о намерении стороны подписали 2 года назад, в мае 2017 года.
Проект предусматривает сооружение мощностей по ежегодной переработке 45 млрд м3 газа, производству и отгрузке 13 млн тонн СПГ, до 4 млн тонн этана и более 2,2 млн тонн сжиженных углеводородных газов. Ввод в эксплуатацию первой очереди комплекса намечен на вторую половину 2023 года, второй очереди — до конца 2024–го.
Будущая выручка предприятия оценивается на уровне свыше $4 млрд в год. При этом инвестиции в строительство превысят 700 млрд рублей.
24 апреля 2019 года началась эксплуатация СПГ–завода "НОВАТЭКа" "Криогаз–Высоцк" в Выборгском районе Ленинградской области. Новое производство нацелено на бункеровку судов, мелкооптовую реализацию СПГ, а также поставки СПГ в качестве моторного топлива для автотранспорта на рынки Балтики, Скандинавии и Северо–Западной Европы. Мощность проекта — 660 тыс. тонн продукции в год, запуск второй очереди проекта даст более 1,1 млн тонн продукции. Объем инвестиций в этот комплекс превысил 57 млрд рублей.
Инфраструктура тоже на подходе
Сейчас Невский судостроительно–судоремонтный завод в Шлиссельбурге строит первый железнодорожный паром на СПГ проекта CNF19M для линии Усть–Луга — Балтийск. Проект включен в федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2020 года. Всего на предприятии предполагается строительство двух подобных судов.
Эксплуатировать паромы будет ФГУП "Росморпорт", а организацию их бункеровки взяло на себя ООО "Газпромнефть Марин Бункер". В середине июня 2019 года стороны подписали соглашение об организации бункеровок СПГ на линии Усть–Луга — Балтийск.
Также "Газпромнефть Марин Бункер" в партнерстве с лизинговой компанией "Сбербанк лизинг" и судостроительным гигантом Keppel разработала проект первого в России СПГ–бункеровщика, который будет отгружать топливо по технологии "борт в борт".
Всего стратегия развития компании к 2025 году предполагает строительство трех подобных судов. Головной бункеровщик планируется строить в Китае, на верфи в провинции Цзянсу. Закладка судна должна состояться в декабре 2019 года, а на воду оно должно быть спущено в 2021 году. Стоимость первого судна оценивается в 30 млн евро.
Если все эти проекты будут реализованы, это даст серьезный толчок развитию СПГ–судоходства в регионе.