На прошлой неделе Европейский центробанк (ЕЦБ) предоставил экономике очередную порцию денежных стимулов, снизив ставку по депозитам впервые с 2016–го и пообещав возобновить выкуп активов на 20 млрд евро в месяц с 1 ноября. На днях снижения базовой ставки ждут от ФРС США. Финансовые рынки отреагировали на решение ЕЦБ ростом.
Однако все больше экспертов твердят, что смягчение денежной политики центробанками приносит мало пользы экономике. Для ускорения роста нужны еще усилия правительств. Но и они могут оказаться неэффективными.
Смягчающие обстоятельства
ЕЦБ по итогам заседания 12 сентября снизил ставку по депозитам на 0,1 процентного пункта (п. п.), до минус 0,5%. Это решение совпало с осторожными прогнозами большинства экспертов. Некоторые, например из Goldman Sachs, ожидали уменьшения ставки на 0,2 п. п., до минус 0,6%. От количественного смягчения (QE) оптимисты также ожидали большего — до 60 млрд евро в месяц. Но плюс программы количественного смягчения заключается в том, что она выглядит бесконечной. Как сказано в пресс–релизе ЕЦБ, продлится "столько, сколько потребуется для усиления стимулирующего воздействия процентных ставок". Ранее ЕЦБ закачал в экономику подобным образом около 3 трлн евро за 3 года, но в 2018–м притормозил печатный станок.
Чтобы уменьшить отрицательный эффект для банков, вынужденных приплачивать ЦБ за хранение денег на корреспондентских счетах, ЕЦБ ввел многоуровневую систему ставок по депозитам. Часть депозитов банков он освободил от отрицательной ставки.
Ставку по кредитам ЕЦБ сохранил на нулевом уровне.
Необходимость стимулов европейский регулятор обосновал угрозой замедления роста. Он понизил прогноз по росту ВВП в текущем году с 1,2 до 1,1%, а в следующем — с 1,4 до 1,2%. То есть рецессии ЕЦБ не ожидает. Но этот прогноз не учитывает сценария "жесткого" Brexit, то есть выхода Великобритании из ЕС без соглашения об условиях дальнейшего взаимодействия.
Что мы — хуже других?
18 сентября пройдет заседание Федеральной резервной системы (ФРС) США. Почти все участники финансовых рынков уверены в том, что американский ЦБ снизит ставку по федеральным фондам на 0,25 п. п., до 1,75–2% годовых. По мнению президента США, ФРС следует действовать энергичнее. В четверг, сразу после заседания ЕЦБ, Трамп написал в "Твиттере": "ЕЦБ действует быстро. Снизил ставку на 10 базисных пунктов. Они пытаются и преуспевают в ослаблении евро относительно сильного доллара США, что наносит ущерб американскому экспорту". И проговорился, дав понять, что его беспокоит не столько благополучие экспортеров, сколько состояние бюджета, имеющего долг $22 трлн и продолжающего кредитоваться. "Федрезерв сидит и сидит. Они зарабатывают на привлечении денег, а мы платим за это проценты", — написал он.
После этого твита курс доллара США к большинству валют резко снизился, хотя перед этим, сразу после оглашения решения ЕЦБ, он рос. Курс евро к доллару, просевший на фигуру (100 базисных пунктов), с $1,1030 до $1,0930, после вмешательства Трампа отыграл падение и поднялся до $1,108. Рубль укрепился: доллар пробил вниз отметку 65 рублей. Индекс РТС достиг максимума с июля — 1364,76 пункта.
Впрочем, Трамп постоянно критикует и даже оскорбляет руководителей ФРС. Ранее он назвал их "остолопами", потребовав снизить ставку до нуля или ниже, как это "делают другие страны", чтобы Минфин США мог дешево рефинансировать свой долг.
По мнению Джона Харди, главного валютного стратега Saxo Bank, сжатие ликвидности из–за растущего дефицита трамповских бюджетов движет монетарный курс ФРС к нулевой ставке. "Федрезерву следует бросить принципы и пойти прямо к нулевой ставке, а также начать масштабное QE (вероятно, до $200 млрд в месяц, если США в ближайшие кварталы войдут в рецессию)", — считает он.
Уникальность ситуации в том, что снижение ставки в США происходит под эйфорию на фондовом рынке. Индекс S&P500 достигал 12 сентября отметки 3020,74 пункта. До исторического максимума ему оставалось пройти меньше 8 пунктов (0,26%). Дело идет к тому, что ФРС превратится в орудие валютной войны Трампа. Тогда доллар обесценится и потеряет свою роль резервной валюты. Недаром недавно глава Банка Англии Марк Карни предложил для решения этой проблемы ввести вместо доллара новую виртуальную валюту.
Из разряда непопулярных
Тот же Карни на днях заявил, что, несмотря на низкие ставки, крупнейшие мировые центробанки, особенно ФРС, еще располагают инструментами для противостояния экономическому спаду, но возможности для их использования ухудшились, и в будущем центробанкам может понадобиться помощь за счет мер бюджетной и налоговой политики. По его оценке, вероятность ослабления экономического подъема по всему миру выросла, а понижательные риски увеличились.
Кристин Лагард, которая скоро сменит Драги на посту главы ЕЦБ, высказалась в том же духе: призвала страны еврозоны, имеющие возможность увеличить госрасходы, сделать это для помощи экономике.
Роман Блинов, руководитель аналитического департамента Международного финансового центра, констатирует, что все стимулирующие меры, предпринятые главами центральных банков, ФРС США и ЕЦБ, к перезапуску мировой экономической активности так и не привели. Рост цен на энергоносители не создает дополнительного инфляционного давления на экономику — у ЕЦБ и ФРС США ничего не получилось. "Глядя на то, что провозглашают и в итоге делают в ЕЦБ, да и в ФРС США, надо признать, чт ситуация далека от позитивной, и на те опережающие индикаторы, которые намекают экономистам на общий уровень недоверия в мировой долговой сфере, на симптомы надвигающейся рецессии в мировой экономике и на последствия внешнеторговых и валютных противостояний между ведущими игроками, становится ясно, что решение проблемы будет из разряда непопулярных. Например, увеличение стоимости денежных средств в мировой экономике. Ведь деньги с рынка капитала должны дойти до производств и частного бизнеса. К тому же они должны стимулировать экономику и инвесторов к инвестированию именно в средства производства, а не в надувание биржевых пузырей. Так что на заседании ФРС США 18 сентября, скорее всего, несмотря на все гневные посты в соцсетях от Дональда Трампа, мы станем свидетелями того, что ставка останется неизменной", — считает эксперт.