Перед выборами Петербург захлестнула череда "зеленых открытий": то тут, то там горожанам презентовали обновленные парки. Та же радость вроде как случилась и в Сосновке, вот только люди многие годы ждут другого — когда наконец оттуда уберут стрельбище.
Бах! Бах! Звуки выстрелов сопровождают прогулки по одному из самых красивых лесопарков города каждые десять секунд. Даже птицы тут поют по–особенному — урывками, понимая, что никто не в силах насладиться трелью.
Стрельбище в парке Сосновка было создано в 1948 году. Тогда это была окраина Ленинграда, вернее, даже его предместье. Жилых домов в округе не существовало — стреляй не хочу. Постепенно территорию стал окружать город. Сосновка из леса, в котором еще во второй половине XX века добывали торф (а еще раньше, кстати, устраивали дуэли), превратилась в городской парк. Один из руководителей Военно–охотничьего общества, в ведении которого находилось стрельбище, говорил мне больше 10 лет назад, что по–хорошему полигон надо было выносить отсюда за город.
Но власти распорядились иначе. В 2005 году они передали объект Стрелковому союзу России. Тот взялся за новую территорию основательно: реконструировал старый участок и прирезал новый. В итоге вместо переноса шумного аттракциона его мощности нарастили, и нет теперь никакого покоя жителям.
В СМИ все это время массово приходили и приходят жалобы от местных. Окна не открыть, дети не спят. По парку гулять — мука. Воззваний к властям и в сети множество. "Детский сад № 115 находится в 200 м от стрельбища. Дети спят и гуляют под звуки взрывов", "Замеров Роспотребнадзором по многочисленным жалобам было много. Но только по шуму, в децибелах. А надо измерять по инфразвуку", "Прочувствовала, до какой степени это ужасно и раздражает, только когда у меня появился ребенок и пришлось часто бывать в Сосновке! Полигон ежедневно, кроме счастливого теперь для нас дня — понедельника, выходного от стрельбы, — отравляет самую красивую часть парка!".
Все без толку. Сосновское стрельбище создает проблемы и для природы. Так, в 2013 году химико–аналитический контроль почв зафиксировал превышение загрязнения свинцом на его территории от 22 до 550 раз. Ежегодно в землю попадает более 10 тонн свинца, писал комитет по природопользованию. Требовалась рекультивация.
Нельзя сказать, что власти не искали решения. Во всяком случае официально они об этом говорили. И сетовали, что забрать участок обратно не могут: он в аренде спортклуба с правом приоритетного выкупа, а построенные там здания — в его собственности. Иными словами, нельзя просто так взять и выгнать стрелков из парка.
Оставим за скобками мотивы тех чиновников, которые заменили Военно–охотничье общество Стрелковым союзом России и тем самым дали новую жизнь полигону. Но сейчас очевидно: это была большая ошибка районного масштаба. И никакие "отремонтированные 16 бадминтонных площадок", "современная эстрада", приведенные в порядок дорожки за 40 млн рублей, которые в августе со словами о желании "сделать парк привлекательным для горожан с самыми разными интересами" открывал член правительства Петербурга Владимир Рублевский, не могут загасить возмущение выстрелами.
Жители вот банально предлагают: поживите рядом, чтобы ощутить на себе канонадную "привлекательность".