Глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев рассказал "ДП", что делает крупнейшее объединение биржевых посредников, чтобы стимулировать инвестсоветников работать по закону, а инвесторов — вкладывать деньги вдолгую.
После появления закона об инвестиционных советниках ряд известных частных управляющих капиталами свернули свою деятельность в России либо вместе со своими клиентами–инвесторами ушли на полулегальное положение. Вы ожидали такого эффекта?
— Как управляющие они должны были подчиняться правилам деятельности по управлению ценными бумагами — здесь мало что изменилось.
Что касается инвестиционного консультирования, то проблема заключается в том, что работать по новому закону специализированным советникам действительно неудобно. Не невозможно, а именно неудобно. Речь идет о том, что на них распространяется закон по противодействию отмыванию доходов, что нам кажется неуместным. Маленьким компаниям, а тем более индивидуальным предпринимателям неудобны действующие правила по внутреннему контролю и риск–менеджменту.
Специализированные советники должны платить НДС, в отличие от других профессиональных участников рынка, в том числе в отличие от советников, совмещающих эту деятельность с брокерской, — это несправедливо. Есть спор о том, должны ли они иметь право вести упрощенный бухгалтерский учет, к чему привыкли до того, как этот вид деятельности был урегулирован.
Мы этим занимаемся, в первом чтении уже принят законопроект, исключающий специализированных инвестсоветников из сферы действия закона о противодействии отмыванию. В поправках, которые готовит Банк России, посвященных брокерской деятельности, ЦБ РФ наделяется полномочиями устанавливать более гибкие правила по внутреннему контролю и риск–менеджменту, что позволит смягчить их для небольших советников.
Следующая задача — это отмена НДС на их услуги. Когда мы это сделаем, не будет преград для того, чтобы вести специализированную деятельность по инвестиционному консультированию.
Я слышал, что потенциальных инвестсоветников настораживает требование отвечать за потерю денег клиента.
— Они несут фидуциарную ответственность. Это означает обязанность действовать в интересах клиента, а именно в соответствии с его инвестиционным профилем. Инвестиционный профиль включает в себя определение ожидаемой клиентом доходности и, в случае если он является неквалифицированным инвестором, толерантности к риску. Кроме того, инвестсоветник должен выяснить знания и опыт клиента в сфере инвестиций. Получив портрет инвестора, он должен предложить ему портфель, который наилучшим образом соответствует вот этому профилю.
Это не означает, что инвестсоветник несет ответственность за рыночные риски, но он несет ответственность за то, чтобы данные им рекомендации соответствовали уровню риска, приемлемому для клиента.
То есть если инвестор потеряет в итоге 100% своих денег, но в соответствии со своим инвестиционным профилем, то советник не несет ответственности?
— Да.
Введение новой системы квалификации инвесторов тоже вызывает много споров.
— Действительно, идет активное обсуждение законопроекта, принятого только в первом чтении.
С вашей точки зрения, какие ключевые изменения стоило бы внести в этот законопроект, чтобы он был максимально полезен для развития рынка?
— Во–первых, должен быть расширен круг инструментов, доступных особо защищаемым инвесторам. Сегодня мы имеем дело, по существу, с запретом на операции особо защищаемых инвесторов с иностранными ценными бумагами и деривативами на срочном рынке.
Неправильно также и то, что необходимо проходить тестирование для доступа к российским ценным бумагам, торгуемым на бирже, но не вошедшим в первый и второй котировальные списки. На Московской бирже за пределами первого и второго котировальных списков находится около тысячи бумаг. А в списках — только 880. Еще около тысячи — это обращающиеся на Санкт–Петербургской бирже иностранные бумаги. За рубежом вам не пришлось бы проходить тестирование, совершая операции со всеми этими бумагами.
Кроме того, верхняя граница отнесения к особо защищаемым инвесторам — она слишком высока и отсекает 90% розничных инвесторов.
Насколько я понимаю, у НАУФОР есть также предложения по изменению пороговой суммы капитала, позволяющей перейти из особо защищаемой категории инвесторов в более высокую категорию.
— Это сейчас обсуждается. Законопроект, который прошел первое чтение, предусматривает границу между особо защищаемыми и простыми неквалифицированными инвесторами на уровне 400 тыс. рублей. Банк России предложил ее повысить до 1,4 млн рублей. Мы же думаем, что даже 400 тыс. — это много.
Недавно число индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) достигло миллиона. И появились идеи (в частности, у Минфина) постепенно отказаться от ИИС первого типа, позволяющего освобождать от НДФЛ внесенные на ИИС средства. Что вы об этом думаете?
— Путь, который мы предлагаем, заключается в развитии ИИС второго типа (с освобождением от НДФЛ полученного дохода. — Ред.), с тем чтобы экономика по этим счетам делала бы их реальной альтернативой счетам первого типа. ИИС первого типа неспроста пользуются наибольшей популярностью. Экономика по ним в трехлетней перспективе лучше, чем по ИИС второго типа. Понятно, что, развивая ИИС второго типа, мы даем людям выбор, но мы не должны лишать их возможности открывать ИИС первого типа. ИИС первого типа были условием успеха реформы привлечения граждан на фондовый рынок, в отличие от ИИС второго типа, которые по существу являются журавлем в небе, поскольку предполагают налоговые вычеты при снятии средств со счета. А ИИС первого типа — это синица в руках. Вы получаете налоговый вычет каждый год, внося сумму до 400 тыс. рублей на этот счет. Люди в эту синицу верят больше, чем в журавля. И людям надо дать возможность делать и то, и другое, выбирая между журавлем и синицей, и более убедительные аргументы для выбора журавля.
Вы какие–то усилия предпринимаете, чтобы убедить тот же Минфин не ликвидировать ИИС первого типа?
— Ну, пока это только осторожные рассуждения. Надеемся, что мы и сохраним ИИС первого типа, и разовьем ИИС второго. Для ИИС второго типа мы предлагаем увеличение суммы ежегодных взносов. Экономика такова, что если вы хотите получить по ИИС второго типа такой же по абсолютной величине результат, как по ИИС первого типа, то вы должны зарабатывать 20% годовых. Что излишне рискованно и труднодостижимо. Налоговые льготы, адресованные массовому инвестору, должны ориентироваться на нормальный доход на фондовом рынке, который такого рода инвестор может искать, не принимая на себя излишних рисков. 10%, к примеру. И вот, при 10%–ной доходности того же самого результата по налоговой выгоде вам удастся добиться, если сумма, которую можно будет ежегодно вносить на ИИС, увеличится до 2,5–2,7 млн рублей. Благодаря накопленной на этом счете сумме по прошествии 3 лет он начнет даже выигрывать у ИИС первого типа, становясь более долгосрочным инструментом, чем ИИС первого типа.
О персоне: Алексей Тимофеев
— Родился в 1972 году в Нижневартовске.
— Окончил Уральскую государственную юридическую академию.
— Входил в состав экспертов Центра развития фондового рынка, занимавшихся созданием и адаптацией российского законодательства о рынке ценных бумаг.
— С 2005 года возглавляет НАУФОР.
— Женат, воспитывает двоих детей.
Об организации: Национальная ассоциация участников фондового рынка
— Основана в 1996 году.
— Членами НАУФОР являются около 450 компаний, в том числе 45 — как инвестиционные советники.
— Центральный офис ассоциации находится в Москве, филиалы НАУФОР действуют в Петербурге, Казани, Екатеринбурге.