К 1 декабря 2018 года муниципальные образования с населением свыше 10 тыс. человек должны были разработать комплексные схемы организации дорожного движения (КСОДД) — это один из основных документов транспортного планирования. Такое поручение дал Владимир Путин по итогам заседания Госсовета 14.03.2016. Необходимость наличия КСОДД прописана и в других документах, в частности в приказе Минтранса "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения". Однако процесс создания схем это никак не ускоряет.
Срок подготовки КСОДД был перенесен на конец 2019 года, но большая часть муниципалитетов Ленобласти не успевает и к нему. Из 62 муниципальных образований, обязанных разработать схемы, утвержденные документы есть только у 12. Это Бокситогорское, Волосовское, Заневское, Свердловское, Сланцевское, Подпорожское городские поселения, Новодевяткинское, Бугровское, Пудостьское, Сосновское сельские поселения, Киришский район и Киришское городское поселение. Сосновый Бор, Гатчина и некоторые другие муниципалитеты схемы разработали, но еще не утвердили.
"Оставшиеся муниципальные образования планируют разработать и утвердить КСОДД до конца 2019 года", — прокомментировали "ДП" в дорожном комитете области.
Работа ведется, ждите
По данным "ДП", далеко не все муниципалитеты справятся с этой задачей, хоть кто–то и пытается в спешном порядке разработать документы. Сегодня КСОДД нет (и вряд ли они появятся) у таких крупных городов, как Выборг, Всеволожск, Кингисепп, Сертолово, Мурино. Выборгские чиновники сообщили, что в этом году средств на разработку схемы у них нет.
"Ведется работа по планированию бюджета муниципального образования на 2020 и плановый период 2021 и 2022 годов, в ходе которой данный вопрос будет учтен", — пояснили "ДП" в комитете дорожного хозяйства, транспорта, связи и капремонта Выборгского района.
Замглавы администрации Сертолово по ЖКХ Виктор Василенко сообщил, что в августе–сентябре 2019 года комитетом по дорожному хозяйству Ленобласти был проведен ряд совещаний по вопросу разработки и актуализации схемы, созданной в Сертолово ранее. Власти провели ряд встреч с подрядчиками для выполнения вышеуказанных работ.
"В целях выполнения в период 2019–2020 годов работ по актуализации схемы и приведения ее в соответствие с действующим законодательством разрабатывается конкурсная документация и осуществляется сбор исходной документации", — прокомментировал Василенко.
Нашли виноватых
Почему КСОДД не были разработаны ранее, в последние 2–3 года, никто из муниципальных чиновников не сообщил. У региональных властей объяснение нашлось. "Основные причины срыва исполнения поручения — халатность органов МСУ и отсутствие необходимых средств. Комитет со своей стороны прилагает максимум усилий для помощи муниципалам", — говорят в дорожном комитете области. Приблизительная стоимость разработки схемы варьируется от 1 млн до 5–7 млн рублей, цена зависит от численности муниципального образования и площади территории. К слову, Петербургу КСОДД обошлась почти в 40 млн рублей. Документ был утвержден в конце 2018 года.
Заместитель гендиректора "А+С Транспроект" Константин Тихонов считает, что основная проблема заключается в том, что разработка КСОДД и ПКРТИ (программа комплексного развития транспортной инфраструктуры), которые необходимо рассматривать совместно, требует специальных знаний. А в администрациях сегодня, как правило, отсутствуют какие бы то ни было специалисты в области транспортного планирования.
"Поэтому очень часто ПКРТИ подменяются перечнем улиц, где необходимо отремонтировать покрытие, а КСОДД — схемой расстановки дорожных знаков или в лучшем случае набором проектов по организации дорожного движения (ПОДД)", — полагает Тихонов.
Нет КСОДД — нет денег
На основе транспортного моделирования для ПКРТИ разрабатывается и ранжируется перечень мероприятий, необходимых для развития транспортной инфраструктуры, а также для безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания. Это строительство и/ или реконструкция дорог, мостов, путепроводов, пешеходных и велосипедных дорожек, светофоров, выделенных полос и т. п. КСОДД же содержит информацию о том, какие изменения необходимо внести в организацию дорожного движения по мере реализации мероприятий из ПКРТИ, поясняет эксперт из "А+С Транспроект". Методические документы предусматривают, что ПКРТИ разрабатывается на 15 лет, КСОДД обновляется каждые 5 лет.
Что будет с муниципальными образованиями, которые не подготовят КСОДД до конца 2019 года, в дорожном комитете Ленобласти пока сказать затрудняются, но вряд ли это останется незамеченным. Федеральные власти переносить срок не собираются.
"Вышеперечисленные документы дают муниципальным образованиям возможность делать обоснованные заявки на региональное и федеральное финансирование необходимых объектов либо приглашать инвесторов", — отмечает Константин Тихонов.