Петербургские депутаты намерены отрегулировать рынок детских развлечений и ограничить участие несовершеннолетних в квестах. У бизнес-сообщества возникло множество вопросов к громкой инициативе. Предприниматели уверены, что очередными запретами ничего не добиться. Юристы тоже неоднозначно оценили предложение парламентариев и нашли нестыковки в тексте законопроекта.
Петербургские депутаты снова озаботились психическим, духовным и нравственным развитием несовершеннолетних. В среду, 9 октября, Законодательное собрание одобрило в первом чтении ужесточение правил организации детских квестов. Экстремальные развлекательные игры, разработанные по мотивам фильмов ужасов и прочих страшилок, окажутся под запретом для участников в возрасте до 14 лет. Если проект закона утвердят в третьем чтении, детей больше не будут пугать Фредди Крюгером или маньяком со знаменитой хоккейной маской из фильма "Пятница, 13-е".
Опрошенные dp.ru предприниматели скептически отнеслись к инициативе парламентариев. Юристы также обратили внимание на спорные моменты, усмотрев признаки ограничения рынка и возможные коррупциогенные факторы.
Страшилки от депутатов
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, авторами которого выступили депутаты Денис Четырбок и Александр Ходосок, необходимость правового регулирования квестов возникла в связи с возрастающей популярностью этого вида развлечений.
"Как известно, организаторы квестов зачастую используют в развлекательных мероприятиях технические устройства, которые работают под воздействием механизмов и (или) электрического тока. Данные физические силы не подвержены полному контролю со стороны человека и представляют повышенную опасность. Таким образом, проведение мероприятий квестов несет повышенную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан. При этом данная угроза возрастает в отношении такой категории лиц, как несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет, поскольку они еще не до конца способны осознавать последствия совершаемых ими действий", — отмечают парламентарии.
Чтобы минимизировать риски причинения вреда детям, следует запретить им участвовать в квестах, полагают депутаты. Они также предлагают на законодательном уровне ввести термин "квест". Под ним понимается "интеллектуальная игра, участников которой запирают в помещении, из которого они должны выбраться за время, находя предметы и решая головоломки посредством применения своих умственных и (или) творческих способностей".
Речь идет о так называемом квест-руме — замкнутом пространстве, в котором по сценарию происходят все главные события квеста. Например, когда участникам необходимо выбраться из лабиринта и спастись от Фредди Крюгера или скрыться от маньяка-убийцы с хоккейной маской Джейсона Вурхиза из серии фильмов "Пятница, 13-е". Причем в некоторых случаях дело доходит даже до физического контакта с актерами.
"Дети хотят оценить свои возможности, преодолеть страх, посмотреть на реакцию сверстников, но иногда такие походы на, казалось бы, безопасные игры заканчиваются в больнице. Мы не выступаем против квестов. Мы хотим, чтобы такие развлечения проводились в рамках закона и были безопасными для всех участников", — подчеркнул Денис Четырбок.
Контроль вместо запрета
В Петербурге работают десятки компаний, предлагающие пройти страшные квесты. PR-director агрегатора "Мир Квестов" Анастасия Недумова говорит, что рынок регулирует себя сам, отсеивая некачественные проекты.
"Основная цель регулирования рынка — обезопасить его и оставить открытыми для посещения только качественные квесты. В целом с этой ролью справляются сайты крупных агрегаторов, предоставляя клиенту возможность выбирать безопасный продукт с помощью честных отзывов и показателей народного рейтинга. Некачественные квесты спускаются на последние позиции в каталоге, не получают бронирований и закрываются", — рассказывает Анастасия Недумова.
В компании "Мир Квестов" считают, что дети до 14 лет могут посещать квесты в сопровождении взрослых. Тем более, есть специальный раздел для детей, где отсутствуют любые пугающие элементы, а сюжет и загадки направлены на развитие интеллекта ребенка. На странице каждого квеста прописан возрастной ценз, установленный организатором площадки. При соблюдении игроками этих условий, как правило, неприятных инцидентов не происходит.
По мнению основательницы детского развлекательного центра "Солнечный город" Ирины Набок, как и любой вид развлекательных мероприятий в детской сфере, проведение квестов должно регулироваться законом. "Однако это не значит, что для детей, не достигших 14 лет, такой формат следует запретить. Должны быть рамки и требования к содержательной части детских квестов, учитывающие возраст, уровень развития и психологическую подготовку конкретного возраста. "Техасская резня бензопилой", "Маньяки" или "Звонок" — априори темы с пометкой 18+, детей к таким вещам нельзя подпускать до совершеннолетия, это взрослые истории", — Ирина Набок.
По ее словам, запретив полностью формат квеста, депутаты лишат возможностей к развитию хорошие детские проекты. "Регулировать нужно нормы проведения и технику безопасности — маленькие комнаты в ТЦ на верхних этажах, где блокируются двери — безусловно, не самое удачное решение с точки зрения безопасности, нужно создавать комфортные и безопасные условия", — говорит собеседница dp.ru.
Участники рынка признают, что квесты — наиболее популярный формат развлечений для детей до 14 лет. При этом в "Солнечном городе", к примеру, охотнее заказывают квесты в нестрашной тематике. "Страшилки предпочитают обычно мальчики от 10 лет, однако родители это не часто поощряют, так как на квест будут приглашены другие дети, в психологической готовности которых они не уверены. Далеко не все любят пугаться. Пощекотать нервишки скорее любят подростки от 15 лет", — подмечает Ирина Набок.
Спорные формулировки
Владелец каталога квестов QuestQuest.net Артур Богданов считает, что законодательное регулирование квестов возможно, но не в таком виде, как предлагают в петербургском парламенте. "У нас любят запрещать, не разобравшись. Контроль со стороны государственных надзорных органов может осуществляться с целью исключения некачественных услуг. Это могут быть не только квесты, но и любые мероприятия, которые могут тем или иным образом нанести вред. Сейчас на рынке квестов очень много игр, которые адаптированы для детей от 6 лет, и это качественные квесты с соблюдением норм безопасности, где ребенок проведет время увлекательно и интересно. Сегодня называется квест, завтра игра, послезавтра экшн. Смысл запрещать слово квест? Оно опасное для детей?" — задается вопросом Богданов.
Предлагаемые меры не помогут повысить безопасность детских развлечений, все останется на прежнем уровне, прогнозирует Артур Богданов. Только теперь не будут принимать на игры детей до 14 лет или продолжат принимать, поменяв название, например, на "игру".
Начиная с 12-14 лет у детей появляется высокий интерес к мистическим сценариям, подтверждают особенности спроса в компании. Организаторы квестов прежде всего ориентируются на требования ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
"В нашей работе встречаются ситуации, когда родители буквально упрашивают пустить их детей 12-14 лет на игры с ограничениями 16-18+. В таких случаях мы вынуждены отказывать. Отказ нами не означает, что какой-либо другой организатор не возьмет детей 13 лет на страшную игру. И как раз для этого необходим контроль за квестовой деятельностью. Если посмотреть на ситуацию со стороны кинотеатров, там показывают много фильмов 16+ и 18+, но никто же не запрещает детям до 14 лет посещать кинотеатры. Так и здесь — разные сценарии, разные организаторы, разный подход. И вместо того чтобы запрещать, нужно просто контролировать деятельность, как любой другой бизнес", — резюмируют в QuestQuest.
В юридическом управлении Законодательного собрания тоже неоднозначно отреагировали на инициативу депутатов. Эксперты нашли несколько спорных моментов.
"Полагаем, что определение понятия "квест" требует уточнения (в том числе формулировки: "интеллектуальная игра", "участников запирают в помещении", "выбраться за время") и доработки, поскольку в представленной редакции не ясно, о чем идет речь", — говорится в заключении заместителя начальника ведомства Наталии Долиной.
Кроме того, в тексте законопроекта есть норма, определяющая не место, где запрещается находится ребенку, а "фактически устанавливается запрет находится на объекте, на котором осуществляется определенный вид деятельности юридического лица, что может быть рассмотрено как ограничение предпринимательской деятельности".
В управлении пришли к выводу, что выявленные нестыковки могут быть рассмотрены как коррупциогенный фактор (принятие нормативного правового акта за пределами компетенции).