К концу 2019 года в Петербурге начнется строительство проекта самого крупного в России коливинга — нового формата совместного проживания, в котором в общественное пространство для жильцов вынесен ряд функций: приготовление пищи, общение и коллективное времяпрепровождение. По факту коливинг — смесь жилой квартиры и коворкинга и чем-то напоминает старые добрые коммуналки, при этом с одним но — коливинги привлекают представителей молодого поколения, которым хочется совмещать общение с похожими на них людьми и жизнь в комфортных условиях.
Застройщиком и инициатором проекта является группа Becar. Коливинг будет реализован в рамках строительства отельного комплекса на ул. Орджоникидзе, 44, вложения в проект составят порядка 1,6 млрд рублей.
Сейчас в Петербурге уже существует четыре коливинга. В Becar считают: несмотря на то что к этому формату сейчас относятся с сомнением, он является перспективным для инвесторов и застройщиков, потому что рынок временного размещения все больше дробится на мелкие сегменты, в результате коливинги в скором времени могут стать востребованным форматом.
О том, как живут люди в коммуналках нового поколения, — в материале "ДП".
Коммуналка для единомышленников
Один из первых коливингов, появившихся в Петербурге, — Early Birds, располагающийся на Большой Морской ул., в двух шагах от Исаакиевского собора. Как рассказал "ДП" сооснователь проекта Тимофей Карелин, название пришло ему в голову из-за ассоциации с "ранними пташками" — людьми, которые рано встают и все успевают.
"Первый коливинг мы создали 3 года назад совместно еще с несколькими молодыми ребятами. Мне предложили заняться этим проектом, потому что к этому времени у меня был большой опыт в гостиничном бизнесе — около 2 лет до этого я проработал как управляющий хостелом, к тому же у меня были связи в творческой среде", — рассказал он.
Для создания коливинга было арендовано 170 м2 за 90 тыс. рублей. Инвестором выступил один из партнеров Карелина, который вложил в оборудование и ремонт помещения еще 800 тыс.
"Вызвали художника, создали концепцию и дизайн помещений. При этом я считаю, что можно было вложить меньшую сумму, потому что у нас в квартире уже был евроремонт и сама квартира была с джакузи, огромной общей зоной и кухней", — объяснил Карелин.
Аренду в новом пространстве назначили до 15 тыс. рублей. В стоимость проживания по правилам классического коливинга входят кофе, чай, интернет, коммунальные платежи и мелочи для базовой гигиены — стиральный порошок, кондиционер и т.п. Порой в стоимость коливинга также входит еще и уборка помещения.
При этом, чтобы стать одним из арендаторов такого пространства, нужно пройти специальный отбор — в коливинг пытаются подобрать людей, которые соответствуют духу его жильцов — имеют похожие интересы, ритмы жизни, взгляды на ценности и быт.
"С каждым новым жителем мы проводили собеседование, отсеивая неподходящих, формируя правильную атмосферу. Сейчас мы планируем запустить сеть коливингов на более долгосрочной основе. С глубокой проработкой", — рассказал Тимофей Карелин, добавив, что сейчас уже не занимается проектом Early Birds.
Часто внутри коливингов проводятся совместные мероприятия — лекции, творческие вечера и кулинарные поединки.
Для расширения пространства чуть позже создатели взяли дополнительную квартиру. Сейчас в Early Birds живут около 30 человек.
Помимо Early Birds в Петербурге существует еще как минимум три коливинга — пространство Triglinki, расположившееся на ул. Глинки у Крюкова канала, коливинг "Уютное гнездышко" на Литейном проспекте и "Кубометр" на Мастерской ул. возле Мариинского театра.
Особенность Triglinki в том, что это первый вегетарианский коливинг в России. Жильцы пропагандируют заботливое отношение к окружающей среде, ЗОЖ, фудшеринг и раздельный сбор мусора. Пространство вмещает 15-20 постоянных жильцов.
"Три года назад мы начали проект Triglinki, — пишут о себе создатели коливинга. — Сняли полностью разрушенную коммунальную квартиру, своими руками и средствами создали арт-резиденцию, в основе которой — платформа для реализации творческих идей, домашний уют и прекрасные условия для жизни".
Комнаты сдают либо за посуточную оплату, либо за месячную. При этом варианты размещения больше напоминают хостел, чем коммуналку, — 10 тыс. рублей в месяц или 450 рублей в сутки за размещение в четырехместном номере.
Коливинг "Уютное гнездышко" появился в августе 2018 года на основе одноименной группы "ВКонтакте" по поиску жилья и соседей. Стартовый капитал в проект, по словам создателей, составил около 700 тыс. рублей. При этом оборот в 2018 году составил 250 тыс. рублей, а чистая прибыль — 30 тыс.
Для реализации проекта было снято помещение 300 м2. При этом 50 м2 из них отведены под зону для мероприятий — в них проводятся занятия йогой, вокалом, английским и актерским мастерством.
Коливинг представляет собой восемь комнат, шесть из которых рассчитаны на одного-двух человек. Арендная ставка составляет 10-25 тыс. рублей в месяц в зависимости от комнаты. При этом коливинг способен вместить 15-18 человек.
"Кубометр" представляет собой шестикомнатную квартиру возле Мариинского театра.
"Живут активисты, социологи, журналисты и путешественники. У нас часто происходят публичные события, раз в месяц собираем друзей на "Домашние конференции", где мы обнаруживаем, что у нас единовременно помещается до 100 человек. А еще мы любим вместе готовить, завтракать и ужинать, устраивать совместные челенджи и до глубокой ночи обсуждать острые геополитические вопросы", — пишут сами о себе авторы проекта.
В "Кубометре", в отличие от других проектов, исключительно раздельные комнаты. Аренда стоит 14,3 тыс. рублей. При этом основное требование к жильцам — возраст от 25 лет, а будущих арендаторов отбирают через электронные анкеты.
Новый формат на рынке
Коливинги чаще всего привлекают миллениалов — поколение, которое характеризуют как интровертов, испытывающих сложности в общении, но которым вполне комфортно среди единомышленников. Свой отпечаток откладывает эпоха соцсетей и отсутствие живой коммуникации.
"Международная практика показывает, что цена аренды помещения в коливинге немного выше, чем аренда обычного жилья. Это связано с тем, что кроме качественного личного пространства и определенного набора сервисов, связанного с размещением внутри личного пространства и эксплуатацией мест общего пользования, в стоимость аренды входит определенная атмосфера, создающая дополнительную ценность пребыванию в коливинге. В коливинге проживают свободные люди или пары без детей, им необходима социализация и общение. Когда такие люди арендуют квартиру, особенно в новом районе или городе, работая удаленно из дома, они остаются практически изолированы от живой коммуникации. Так же как в коворкинге мы предлагаем помимо рабочего места чувство локтя для индивидуальных предпринимателей и фрилансеров, в коливинге мы предлагаем помимо удобной кровати чувство локтя и радость жизни в социуме тем, кто пока не обзавелся семьей или затрудняется поддерживать постоянное живое общение со старыми друзьями", — отмечает Ольга Шарыгина, вице-президент Becar Asset Management.
По ее мнению, рынок не сразу привыкнет к формату коливинга, как он не сразу привык к коворкингам, но затем показал динамичное развитие этого сегмента. Как инвесторы, так и арендаторы не сразу поймут этот формат, но по истечении небольшого времени разберутся в его специфике и к этому сегменту будет проявлен очень высокий интерес.
Все вышеперечисленные проекты создавались небольшими командами единомышленников, но проект Becar по строительству крупного коливинга отличается тем, что это коммерческий проект, рассчитанный на относительно крупные инвестиции.
"Формат коливинга будет реализован нами в рамках масштабного отельного комплекса в Петербурге на Орджоникидзе, 44. Мы раскроем название коливинга несколько позже, этому будет посвящен ряд специальных мероприятий.
Проект коливинга — это проект группы Becar, застройщиком выступаем мы сами. Если детализировать юридическую информацию, застройщиком выступает ООО "Орджоникидзе 44", которое входит в группу компаний Becar", — рассказала руководитель направления девелопмента Becar Asset Management Екатерина Тейдер.
По ее словам, группа Becar хочет выводить на рынок проекты, в которых учтены мировые тенденции. В свое время в рамках этой стратегии был реализован проект на Московском пр., 73, в еще новом тогда формате апарт-отеля, а также выпущен на рынок проект в формате микроливинга на Большом Сампсониевском пр., 68, — Vertical We&I.
"В рамках своей стратегии мы первыми выводим на рынок Петербурга формат коливинга, к которому еще недавно многие относились со скепсисом. То, что группа Becar выступает застройщиком в этом проекте, показывает, что мы верим в успех и популярность этого формата. Вложения в проект составят более 1,6 млрд рублей", — добавила эксперт.
Помещения в коливинге будут продаваться в собственность частным инвесторам. Управление объектом будет передано управляющей компании Becar, которая полностью возьмет на себя вопросы продвижения объекта и заполнения его арендаторами, которые будут платить за свое размещение в коливинге.
"Помещение в коливинге люди приобретают именно в собственность, но с инвестиционной целью — они не планируют там жить, а планируют зарабатывать на сдаче в аренду своего помещения с помощью профессиональной управляющей компании. Инвестиционная привлекательность коливинга может быть разбита на две составляющие — девелоперской прибыли и инвестиционной прибыли конечного покупателя", — добавила Ольга Шарыгина.
По ее словам, с точки зрения девелоперской прибыли рынок временного размещения продолжит все четче сегментироваться. Рано или поздно произойдет полное затоваривание рынка апартаментов, и проекты с очень узкой, понятной концепцией станут на нем наиболее успешными. Поэтому коливинг, как считают в Becar, — один из вариантов временного проживания, чем крупнее коливинг, тем он может ярче заиграть на рынке.
"Для девелоперов это возможность выделиться на рынке, создать уникальный продукт и заработать на этой уникальности. Для конечных покупателей, то есть частных инвесторов, коливинг — это небольшие номера, позволяющие минимизировать вход в сделку, сочетание кратко-, средне-, долгосрочной сдачи в аренду, которое дает оптимальную доходность и возможность не давать помещениям простаивать в низкий туристический сезон. Также это возможность поучаствовать в становлении нового формата на российском рынке и сделать свой вклад в развитие сферы недвижимости. Для многих инвесторов важно не только зарабатывать на квадратном метре, но и видеть смысл в конкретном проекте, в котором предполагается участие инвестора. Смысл коливинга в том, чтобы дать нескольким тысячам человек возможность жить качественно и не быть одинокими", — заключила Шарыгина.