Экономисты в этом сомневаются, но фиксируют: потребительские настроения в стране все–таки становятся лучше.
Надежда для молодых
Росстат опять преподнес сюрприз. Ведомство отчиталось о резком росте доходов населения в III квартале — сразу на 7,8% (при этом реальные доходы выросли на 3%). Данные удивили экономистов и вновь стали поводом для критики статистического ведомства.
"7,8% — это выше, чем выросла средняя зарплата за этот период. Пенсии в этом году растут примерно на 6% год к году. Получается, что столь существенный прирост обеспечили доходы от собственности (хотя непонятно, с чего — ставки по депозитам снизились), от предпринимательской деятельности и та часть доходов, которые Росстат не видит, а досчитывает, исходя из баланса доходов и расходов (это сложно проверить). Одним словом, цифра вызывает вопросы", — написал в своем telegram–канале директор аналитического департамента "Локо–Инвест" Кирилл Тремасов.
Петербургские данные по зарплатам, полученные из независимых источников, пока эти сомнения лишь подтверждают. По подсчетам HeadHunter, зарплаты в городе за III квартал выросли в годовом выражении в среднем на 4,2%. Учитывая, что годовая инфляция составила 4,3%, такой подъем можно считать простой индексацией.
С другой стороны, в III квартале выросла потребительская уверенность россиян. Это, конечно, не эйфория общества потребления, но все–таки пессимистов стало чуточку меньше. По расчетам НИУ ВШЭ, в III квартале 2019 года индекс потребительской уверенности россиян вырос на 2 процентных пункта, до значения –13% (ухудшения личного материального положения ожидают уже не 19%, а 18% респондентов, 14% надеются на улучшения). Причем больше всего индекс "вытягивает" молодежь, чьи представления о своем экономическом будущем улучшились значительно, сразу на 5 процентных пунктов.
"Пока каких–то фундаментальных космических изменений это не повлечет, — поясняет автор расчетов, директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Индекс минус 13% — это довольно глубокая отрицательная зона. Об улучшении ситуации можно говорить, когда хотя бы этот индекс подойдет к нейтральной зоне. Пока можно это расценивать лишь как позитивный тренд. Вот как ЦБ снижает ставку, она все равно большая, но мы радуемся. Для качественного улучшения потребуется года два или два с половиной".
Чтобы лучше было понять ситуацию: уровень потребительской уверенности стабильно держался выше текущих значений лишь в 2005–2008–м, а также в 2011–2014 годах. Так что в целом состояние депрессии для российского потребителя является нормальным, и период сейчас далеко не самый тяжелый. Но, по мнению Остапковича, "хорошим" результатом можно считать значения индекса минус 6–7.
Еда подорожала
Интересный тренд наметился в инфляционной динамике. По данным последнего исследования Oxford Economics, если в прошлом году вклад продовольствия в инфляцию в летние месяцы был отрицательный, то теперь именно рост цен на продукты является ее ключевой составляющей (почти половина инфляции — продуктовая).
"У меня объяснение такое, что рынок, в общем–то, подошел к пределу снижения качества, — говорит Денис Соколов, партнер, руководитель департамента исследования и аналитики Cushman & Wakefield. — Каким образом у нас работали ретейлеры: они пытались максимально снижать цены за счет снижения размеров упаковки и качества продукции. Дальше это делать уже невозможно, продукт потеряет свои потребительские свойства. До сих пор ретейлеры бежали наперегонки, пытаясь перекричать друг друга, кто самый дешевый дискаунтер и у кого самые большие скидки. Теперь появляется возможность немножко эту тенденцию переломить и пытаться создать продукт сетевой, провести ребрендинг с упором на качество по доступной цене".
Вряд ли причина в этом, скорее, сказалось повышение НДС, которое вся цепочка поставок вынуждена была заложить в цену, возражает генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. "Потребитель к этому был готов, у нас инфляционные ожидания были выше, этим воспользовались и производители, и ретейлеры, — говорит он. — А вот дальше нас ждет непростое время, поскольку дальше цены повышать не получится. Доходы населения не растут, продолжается консолидация рынка, что мы видим на примере слияния "Красного и Белого" с "Дикси". Это создает огромных игроков, чьи силы несопоставимы с силами поставщиков, соответственно, они будут диктовать условия".
Федяков считает, что выжить и повысить продажи смогут те компании, которые пересмотрят маркетинговую политику. Например, переведут свою продукцию в более высокий ценовой сегмент (как это сделали производители подсолнечного масла с добавлением оливкового). Либо просто выйдут на рынок с новым продуктом — российский потребитель готов к экспериментам. "Обычно закупщик видит цену прошлого года и пытается ее сохранить. Но когда производитель предлагает новый продукт, закупщику сложно сориентироваться", — отмечает эксперт.
Нужно больше кадров
Что в Петербурге? По большому счету ничего нового. Кроме, пожалуй, статистики по газовому сектору, который стал важным для городской экономики после переезда "Газпрома". В сентябре добыча газа рухнула на 2,8% (с начала года сохраняется рост 2,2%), добыча нефти за месяц сократилась на 1%. Экономисты склонны объяснять это замедлением европейской экономики — ключевого импортера российского сырья.
Промышленность чуть–чуть притормозила рост. За месяц рост ее показателя чуть замедлился — с 5 до 4,7%. Но это все равно высокие результаты. При этом стройка остается в сложной ситуации: объемы ввода жилья продолжают падать (на 24,9%).
Если попробовать оценить экономический рост через рынок труда, то ситуация в целом выглядит неплохо. Согласно данным HeadHunter, число вакансий на городском рынке продолжает расти (на 10% в III квартале). Больше всего вакансий в таких категориях, как продажи, IT, а также производство. Самые быстрорастущие сферы — добыча сырья (+52%), домашний персонал (+44%), а также безопасность (+21%).
"Общие настроения на рынке труда Петербурга гораздо оптимистичнее, чем по России в целом, — рассказывают в HeadHunter. — И даже небольшое увеличение числа вакансий в IV квартале 2018 года к аналогичному кварталу прошлого года можно трактовать как весьма позитивную тенденцию, поскольку в 2017 году наблюдался устойчивый рост вакансий, любой прирост к этому периоду — уже хороший тренд. Еще одна интересная деталь: если по России в целом рынок предложений о работе несколько просел во II квартале 2019 года, то в Петербурге сохраняется устойчивый спрос на работников из разных областей".