Город и область по–разному подходят к выполнению требования об отказе от использования открытых систем ГВС
Федеральный закон о теплоснабжении устанавливает, что такой переход регионы должны осуществить до 2022 года. Власти Ленинградской области для решения этой задачи намерены заключать концессионные соглашения и привлекать средства местных бюджетов. Город же предложил оставить все как есть и исправить неудобную норму в федеральном законе.
Придут ли концессионеры
Основное различие открытых и закрытых систем в том, что в первом случае для ГВС используется специальным образом приготовленная на ТЭЦ вода, в которую добавлены химические реагенты, а во втором контакта технической жидкости и воды, поступающей потребителю, не происходит: теплоноситель с ТЭЦ нагревает воду питьевого качества, поставляемую водоснабжающей организацией, в индивидуальном тепловом пункте (ИТП). Соответственно, для закрытия систем нужно установить ИТП в каждом доме, а также заменить внутридомовые трубы на пластиковые и усилить водопроводные сети там, где необходимо.
В области процесс перехода на закрытую схему идет уже не первый год. К настоящему времени чистой горячей водой практически полностью обеспечиваются жители в Волосовском, Подпорожском, Сланцевском, Тихвинском и Тосненском районах, сообщили в пресс–службе губернатора Ленобласти. ИТП установлены в 503 многоквартирных домах (МКД) региона. К концу этого года их число достигнет 559. В 2020 году в областном бюджете предусмотрены 300 млн рублей на установку тепловых пунктов еще в 259 МКД.
Между тем 3940 домов в области еще не переведены на закрытую схему. И источник финансирования этих работ пока не определен. Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко поручил комитету экономического развития и инвестиционной деятельности изыскать возможность привлечения внебюджетных средств для финансирования мероприятий по установке ИТП. Он заявил, что для этих целей нужно привлекать не только федеральные и областные деньги, но и средства местных бюджетов, а также продумать механизмы участия теплоснабжающих и управляющих компаний.
В пресс–службе областного губернатора заявляют, что почти треть оставшегося жилого фонда — 1170 домов — планируется перевести на закрытую схему за счет использования концессии. Опыт работы с концессионерами в сфере ЖКХ в регионе уже есть: сейчас работают семь муниципальных концессионных соглашений в сфере теплоснабжения в Тихвинском и Лужском муниципальных районах, в Сосновом Бору. Объекты соглашений — котельные и тепловые сети. Общий объем частных инвестиций достиг 3,5 млрд рублей.
В число концессионеров входит "Газпром теплоэнерго". В 2015 году эта компания заключила концессионное соглашение с администрацией Тихвинского муниципального района до 2030 года, в рамках которого построила котельную мощностью 209,6 МВт и проводит реконструкцию тепловых сетей в Тихвине. Документ предусматривает сохранение теплоснабжающей инфраструктуры в муниципальной собственности, при этом инвестор получает гарантию компенсации из бюджета понесенных затрат в течение 15 лет.
Между тем вопрос организации финансирования перехода на закрытую систему еще более 2 тыс. домов все еще остается открытым.
В поиске средств
Вопрос поиска необходимого финансирования актуален не только для области, но и для других регионов. Согласно законодательству затраты на финансирование перевода абонентов на закрытую схему на участке от котельной до входа в дом учитываются в составе тарифов на теплоснабжение, а работы внутри дома проводятся за счет средств собственников. Однако текущий уровень тарифов не позволяет теплоснабжающим организациям провести реконструкцию систем за собственный счет. Поэтому самым простым механизмом может стать повышение тарифа на тепло.
По словам начальника аналитического отдела инвестиционной компании "ЛМС" Дмитрия Кумановского, по такой схеме действовали власти Москвы, когда им потребовалось проложить теплотрассы в районы новой застройки. "В Москве долгое время теплоэнергия поступала с ГРЭС "Мосэнерго" (принадлежит "Газпрому") и котельных МОЭК правительства города в те районы, где не было теплотрасс от крупных генерирующих электростанций, — отметил он. — Убыточность котельных МОЭК компенсировалась именно за счет повышенного тарифа. Когда "Газпром" купил МОЭК, то потребителей он подключил к своим ГРЭС, увеличив доход от когенерации, а бывшие городские котельные закрыл".
Но реализовать такую схему повсеместно нереально. Кумановский напомнил, что на базе компании "Квадра" Михаила Прохорова проводился эксперимент, в рамках которого инвестору гарантировался возврат средств на вложенный капитал через повышенный тариф. "Но этот эксперимент провалился из–за невозможности существенно повышать стоимость тепла для населения. Поэтому, пока все тарифы регулируются, поставка тепла и ГВС зачастую убыточна или низкодоходна", — считает аналитик.
Легче внести поправку
В Петербурге ситуация сложнее: здесь на закрытую схему нужно перевести почти 17 тыс. домов. Это практически все здания, построенные до середины 2000–х годов. Петербург — один из немногих городов РФ, где схема с открытой системой ГВС используется исторически. Причина — в свойствах местной воды, которая отличается малым солесодержанием и высокой коррозийной активностью.
По оценкам Смольного, на реконструкцию систем теплоснабжения потребуется 76 млрд рублей. Тратить эти деньги из бюджета или изымать из карманов жителей городские власти считают нецелесообразным. Поэтому губернатор Александр Беглов выступил с законодательной инициативой, направив на имя председателя Совета федерации Валентины Матвиенко предложение о внесении поправок в закон "О теплоснабжении". Глава города предлагает отказываться от использования централизованных открытых систем "только в случае неудовлетворительного качества горячей воды или при наличии экономической эффективности таких мероприятий".
Впрочем, полностью отказываться от перехода на закрытую схему город не собирается. Александр Беглов поручил подчиненным совместно с ресурсниками разработать программу по переходу на закрытую схему "с учетом жалоб жителей на некачественное ГВС в квартирах".
Параметры этой программы будут рассматриваться после утверждения поправок, которые, возможно, будут приняты в федеральный закон.