Петербургские депутаты намерены защитить киноманов от длинных трейлеров и ограничить время показа роликов перед фильмами до 20 минут. Киносети вмешательству в свой бизнес сопротивляются.
Петербургский парламент в среду, 23 октября, одобрил законопроект об ограничении показа рекламных роликов и анонсов фильмов перед киносеансами. По мнению депутатов, потребителей обманывают, указывая на билетах недостоверное время начала кино. Вместо просмотра картины люди вынуждены ждать, когда закончатся трейлеры.
Опрошенные "Деловым Петербургом" киносети выступили против очередной инициативы законодателей. По их мнению, никто не пытается ввести зрителей в заблуждение, а идея депутатов ограничивает право компаний на ведение законной коммерческой деятельности и нарушает принципы свободы предпринимательства. Подробности — в материале dp.ru.
Реклама подгузников вместо "Джокера"
Для сокращения времени показа трейлеров и рекламы в кинотеатрах предлагается внести изменения в ФЗ "О рекламе". В пояснительной записке к законопроекту сказано, что практика затягивания киносеанса получила широкое распространение.
"Представляется, что подобные действия лиц, осуществляющих кино- и видеообслуживание, являются злоупотреблением и фактическим обманом потребителей, так как основная услуга (показ кинофильма) не оказывается в заявленное время и, по сути, обуславливается оказанием другой услуги (показ рекламы). Проектом закона устанавливается, что реклама перед началом кино- или видеосеанса не может превышать 20 минут", — говорится в тексте документа.
По мнению автора инициативы Дениса Четырбока, зрителей фактически ставят в безвыходную ситуацию, когда они в ожидании фильма вынуждены смотреть "всякую дребедень". Трейлеры зачастую длятся не 3-5 минут, а 20-25 минут. Иногда и вовсе 30-40 минут.
"Если я иду на "Джокера", то я иду на "Джокера". Никакой рекламы напитков, подгузников и подарочных карт там быть не должно", — настаивает депутат.
Ненавязчивые услуги
Как пояснили "ДП" в объединенной сети кинотеатров "КИНО ОККО" ("Синема Парк" и "Формула Кино"), купив билеты, потребитель заключает договор на обслуживание на условиях, предлагаемых кинотеатром. Этот порядок определен правилами, утвержденным постановлением правительства еще в ноябре 1994 года. В соответствии с пунктом 13 указанных правил кинотеатр обязан доводить до сведения зрителя исчерпывающий перечень информации, включающий в себя в том числе сведения о времени начала и продолжительности сеанса. При этом определение термина "сеанс" отсутствует.
Согласно письму Минкультуры от 13 апреля 2009 года № 2344-01-39/03-Е4 "О методических указаниях по заполнению формы бланка строгой отчетности", билет в кино содержит реквизиты, которые в любом случае должны быть указаны. При этом он не содержит такой обязательный реквизит, как "начало фильма", но включает обязательный реквизит "начало сеанса".
Кроме того, в пункте 4 правил функционирования единой федеральной автоматизированной системы сведений о показе фильмов в кинозалах указано, что "Демонстратор фильмов предоставляет в единую информационную систему информацию о каждом проданном билете на киносеанс, которая содержит: А) название демонстратора фильма; б) название киносеанса, в) название фильма (фильмов), входящего в этот киносеанс…".
"Из указанного можно сделать вывод, что термины "фильм" и "киносеанс" не означают одно и то же, более того, служит подтверждением того, что понятие "киносеанс" шире, чем понятие "показ фильма (фильмов)", — отмечают в "КИНО ОККО".
Кинотеатры также размещают в фойе объявления, что перед началом показа фильма зрители увидят информационно-рекламный блок (анонсные и рекламные ролики). Дополнительно пишется время начала сеанса, продолжительность рекламно-информационного блока и общая продолжительности сеанса.
"Таким образом, просмотр рекламно-информационного блока не является навязанной услугой, у потребителя есть возможность до покупки билета получить информацию, в том числе о составе сеанса, времени начала и его продолжительности, продолжительности рекламно-информационного блока, времени начала фильма, и принять решение прийти в кинозал к началу сеанса или к началу показа фильма, о чем мы уже сообщали вам ранее. Кроме того, согласно правилам возврата билетов нашей сети в течение первых 20 минут после начала сеанса потребитель может отказаться от просмотра, сдать билеты в кассу кинотеатра и получить денежные средства", — уточняет руководитель PR-службы компании Артем Саргсян.
Субкультура трейлеров
В сети "КАРО" придерживаются схожей позиции и не поддерживают законопроект петербургских депутатов "как ограничивающий правоспособность компаний на осуществление коммерческой деятельности и нарушающий принципы свободы предпринимательства".
В "КАРО" напомнили депутатам, что трейлеры перед началом фильмов включает в себя не только коммерческую рекламу, но и ролики социального характера, например о правилах пожарной безопасности, порядке действий посетителей в случае возникновения пожара и так далее.
"Следует отметить, что показ рекламно-информационного блока осуществляется бесплатно, у каждого посетителя имеется возможность получения информации о продолжительности как киносеанса в целом, так и его составляющих частей — рекламно-информационного блока и фильма, соответственно, гости, которым не нравится смотреть рекламу, могут зайти в кинозал непосредственно перед началом фильма. Таким образом соблюдаются права всех потребителей — и тех, кто не хочет смотреть рекламно-информационный блок, и тех, кому это интересно", — заявляют в "КАРО".
Формулировка, приведенная в законопроекте ("Не допускается демонстрация рекламы после установленного времени начала кино- или видеосеанса, указанного лицом, осуществляющим кино- и видеообслуживание") противоречит как вышеуказанным нормативным актам, так и здравому смыслу, полагают в "КАРО". В этом случае "теряется весь смысл показа рекламно-информационного блока, потребители лишаются возможности получить необходимую информацию", пояснили в компании.
По мнению директора по кинопрокату, совладелицы кинопрокатной компании "ПРОвзгляд" Яны Макаровой, сокращение рекламного времени, скорее всего, не отразится на росте цен за билеты, но оно естественным образом приведет к удорожанию рекламных минут, и как следствие, к сокращению количества трейлеров-спецпроектов.
"Это означает, что зритель будет видеть больше рекламы стирального порошка и меньше анонсов картин. Какое бы сокращение ни придумали бы законодатели, это не избавит зрителя от навязываемой рекламы товаров и услуг. Кроме того, средний рекламный блок перед фильмом, если это не всемирный хит, редко достигает двадцати минут. Как правило, это 15 минут максимум", — резюмирует эксперт.
В "ПРОвзгляде" убеждены, что зритель сам заинтересован в том, чтобы одномоментно отсмотреть все трейлеры новинок. Таким образом, интересы зрителя, кинотеатра и кинопрокатчика в этом плане совпадают.