06:4325 октября 201906:43
7428просмотров
06:4325 октября 2019
В Петербурге может состояться первое в истории города перемещение кирпичного здания. Речь о старинном Воспитательном доме на Черной речке. Реальна ли эта задача и почему в Ленинграде ни один из похожих планов не был реализован, узнал «ДП».
Двигай недвижимое
Первый в России пример, когда переместили деревянное здание, датируется 1812 годом, тогда подвинулась церковь в Моршанске (ныне Тамбовская область). Каменное здание впервые сменило дислокацию в Москве на Каланчевской улице, это было в 1898–м. Но пик передвижения недвижимости пришелся на 1930–е, когда в столице поменяли местоположение 23 домов.
Ленинград мечтал пойти по стопам Первопрестольной. В 1948 году под руководством главного архитектора города Николая Баранова был разработан проект восстановления ансамбля Михайловского замка, которым предлагалось убрать с оси Кленовой улицы одну из дореволюционных градостроительных ошибок — Дом офицерского корпуса на Манежной пл., 4. Здание должно было проследовать около 150 м и встать на том месте, где сейчас находится Старо–Манежный сад. Но сделать это тогда не удалось, а в 2012 году ситуацию усугубили: дом был надстроен дополнительным этажом по проекту ООО «Архитектурное бюро М.И. Яковлева» (застройщиком выступало ООО «Особняк на Манежной»).
Исследователь петербургской архитектуры Алексей Хваль, кстати, не сожалеет об отмене планов. По его словам, дом на Манежной хотя и закрыл панораму с площади на замок, но тем самым «придал площади совершенно непетербургское качество — уютность».
В итоге на приневской земле не удалось сместить ни одно здание. Разве что в стихах Агнии Барто:
Дом уехал в Ленинград
На Октябрьский парад.
Завтра утром, на рассвете,
Дом вернется, говорят.
Переезд путем сноса
В современной практике старинные дома перемещались лишь на бумаге. Фактически их сносили, чтобы затем воссоздать рядом. Причиной всегда была необходимость увеличить пятно застройки.
Самый известный такой пример — лавка Литовского рынка конца XVIII века. Она стояла на прежней красной линии набережной Крюкова канала, пока там не решили строить вторую сцену Мариинского театра. По официальной версии, лицевую часть лавки хотели сохранить, а дворовую подразобрать. «Разборка была поздней морозной зимой, и инъекции не сработали. Все рассыпалось на кирпичи. Кирпичи были вывезены в Шушары, где, наверное, все погибло», — вспоминал Владимир Фомин, директор ОАО «Спецпроектреставрация» (эта компания делала проект сохранения памятника). Впоследствии лавку воссоздали ближе к каналу в меньших габаритах (например, ширина арочной галереи была сужена с исторических 5 м до 1,5 м).
Так же «переехал» Училищный дом на Рыбацком пр., 18. Его с торгов купило ООО «Петербургский взгляд» как памятник с запретом застраивать окружавший берег Невы. Но за годы бумажной работы удалось убедить КГИОП застроить землю высотным жильем, сделав невозможным проход по берегу. Само снесенное училище воссоздали рядом. Застройщиком к тому моменту уже стало ЗАО «ССМО «ЛенСпецСМУ». Оно же, к слову, «передвинуло» и необычный исторический торец цеха Санкт–Петербургского вагоностроительного завода на Заставской улице — его снесли и собрали по новой в глубине квартала.
Новейшие перемещения
В августе стало известно о планах Петра Усова (брата Александра Усова, владельца промышленной группы «Союз», которого, как многократно ранее писал «ДП», относили к числу бизнес–партнеров Валерия Пузикова — зятя экс–министра обороны Анатолия Сердюкова) передвинуть павильон на наб. Большой Невки, 14, лит. Б, на Каменном острове. Эта беседка из бетонных пустотелых фасадных камней была возведена для художественно–строительной выставки в 1908 году и сегодня признана памятником. Усов через свою фирму «Невка хаус» арендует у города часть территории парка «Тихий отдых», примыкающую к его даче, и беседка, по всей видимости, помешала рационально использовать придомовой участок. Проектом, разработанным ООО «Гипротеатр–инваз», предполагается перенести сооружение севернее. Процесс организуют «с помощью подъемного крана».
О передвижении Воспитательного дома на наб. Черной речки, 1, впервые обмолвился владелец AAG Александр Завьялов весной 2018 года. Именно его холдингу директор ЗАО «Первая мебельная фабрика»Александр Шестаков доверил разработать для этого места проект жилого дома. «Обсуждается теоретическая возможность перемещения этого здания целиком с фундаментом таким образом, чтобы оно эффективно интегрировалось в будущую застройку. Пока мы прорабатываем технические и юридические аспекты, проводим консультации с госорганами», — говорил Завьялов.
За прошедшее время идея прошла два обсуждения на градсовете и получила согласие КГИОП. Проектирование вело ООО «Липгарт архитектс», совладельцами которого в равных долях являются Александр Завьялов и Степан Липгарт. Липгарт пояснил «ДП», что старинный объект переедет по рельсам к северной границе участка, ради чего снесут дореволюционный флигель. Это примерно 25 м пути. Вместе с тем, по словам эксперта, вариант все равно не окончательный, а его исполнение будет зависеть от заказчика.
«Мне кажется, что опыт перемещения зданий… нужно возрождать. В отдельных случаях, чтобы спасти то или иное здание от алчности людей, которые хотят там строить, надо общественности настаивать на перемещении. Если, конечно, дом никак нельзя сохранить на том же месте. Надо создать механизм, который обяжет застройщика это делать», — говорит Степан Липгарт.
Прокатить по рельсам
Гендиректор ООО «Институт архитектурно–строительного проектирования, геотехники и реконструкции» Алексей Шашкин заверил «ДП», что технологии «уж сто лет и ничего в ней удивительного нет». По его словам, «большие институты» нужны были для проектирования на этапе подготовки к передвижению домов в Москве. Но теперь этого уже не требуется.
«Если бы перед Институтом геореконструкции такую задачу поставили, мы бы справились. Другой вопрос: зачем это нужно? Но он уже не технический», — говорит Алексей Шашкин. Иного мнения придерживается председатель городского отделения Всероссийского общества охраны памятниковАлександр Марголис. По его словам, вопрос с Воспитательным домом предстоит обсудить на ближайшем заседании президиума ВООПИиК, куда планируется привлечь экспертов. «Предварительное ощущение, что это утопический вариант. Опасность того, что все это обернется сносом, велика», — сказал «ДП» Марголис.
Идеи перекатить здания по рельсам возникают периодически. Например, отодвинуть хотели электростанцию Варшавского вокзала на наб. Обводного канала, 118а, которая мешает прокладке Измайловского бульвара (так названо продолжение Измайловского проспекта). В 2017 году мысль посетила и вице–губернатора Игоря Албина — после того как снесли здание на Ремесленной ул., 3, ради создания подходов к мосту Бетанкура. Потом разговоры ходили по поводу двух старинных домов на Пионерской ул., 46 и 48, тормозящих расширение дороги.
По словам Алексея Хваля, и сегодня в городе на Неве есть несколько объектов, которые хорошо бы переставить. Это прежде всего три дома на Московском пр., 87, 89 и 91, из–за которых дорога там сужается. Собеседник сожалеет, что в свое время не подвинули к Неве дом Колотушкиной на Приморском пр., 42, стоявший у перекрестка с Гороховым переулком и снесенный ради расширения проезжей части.