Росстат приручил реальные доходы населения, которые наконец выросли — в "ненаблюдаемом секторе".
Росстат ошарашил нас радостной вестью, поражающей своей свежестью: реальные располагаемые доходы населения наконец начали расти, и сразу резко — на 3% (III квартал 2019–го к III кварталу 2018–го). За 9 месяцев этого года их рост, правда, не такой резвый, но все же положительный — 0,2%.
Россияне ждали этого — без преувеличения — долгие годы. С 2014–го их реальные доходы только падают, и сейчас они примерно на 10% ниже, чем были 6 лет назад. Это сильно кололо глаза правительству. У него–то все классно, только вот реальные доходы людей подкачали.
Неслучайно Росстат отдали в ведение Минэкономразвития, а потом сменили его руководство — ох неслучайно. При этом первый вице–премьер Антон Силуанов специально указывал, что Росстат неправильно считает реальные доходы — они почему–то никак не растут. И призывал считать их вернее.
Конечно, экономисты смеялись — дело ведь не в методиках расчета, а в росте налогов и обязательных платежей, в стагнации доходов россиян. Но…
Почему старая команда Росстата ничего не могла поделать с таким непослушным показателем, как реальные доходы? Потому что они считаются остаточным принципом: из всех подсчитанных расходов россиян (розничный товарооборот, оплата услуг, налоги и т. п.) вычитаются все официально подсчитанные доходы. Разница называется неофициальными, или серыми, доходами.
И вот новому руководству Росстата наперебой стали советовать коллеги (например, аналитики ЦБР подсказывали, как завысить показатели товарооборота и оплаты услуг), в резкой форме стало требовать начальство… И наконец все справились. Удалось добавить к расходам россиян всякие труднооцениваемые статьи типа расходов за границей или на покупки в иностранных интернет–магазинах. Тут точных данных нет. Это так и называется — "ненаблюдаемый сектор". А с другой стороны — и отлично. Записывай сюда сколько хочешь — проверить невозможно. Не хватит на это официальных доходов россиян? Ничего, покажем рост их серых доходов. И цифры формально сойдутся. Новая методика такая. А чтобы было проще — считать показатель реальных доходов стали не ежемесячно, а раз в квартал. "Большой секрет" для маленькой такой компании.
Но без парадоксов все равно не обошлось. Например, денежные доходы россиян в III квартале, оказывается, выросли на 7,8% — и это быстрее, чем зарплаты или пенсии и многочисленные госпособия. Что стало источником?
Ну после сказанного читатель может уже сам догадаться: конечно, серые зарплаты. Фактически это единственный источник доходов, который вырос быстрее 7,8%.
Росстат это не особенно скрывает, хотя и не акцентирует. Но все же… 14,1% доходов Росстат называет серой зарплатой (каждый седьмой рубль), и ее доля начала расти.
Другой странностью является то, что доходы россиян резко выросли, а вот официальные расходы — нет. Например, рост розничного товарооборота в III квартале замедлился до 0,8% (был 1,6% во II квартале этого года). Разнонаправленная динамика тут выглядит очень странно.
Росстат говорит о росте сбережений россиян как факторе, косвенно подтверждающем рост их доходов. Но и тут неувязочка. Статистика ЦБР показывает, что рост денег частных лиц в банках действительно произошел — и немного быстрее инфляции. Но произошел он не на депозитах, а в основном на текущих счетах, да к тому же за счет реального сокращения наличных денег на руках населения. Это скорее говорит о переходе россиян на оплату через карты и телефоны, об отказе от наличных, чем о росте их доходов… Так что даже с косвенным подтверждением скачка доходов не все гладко.
В реальности, похоже, объявленная Росстатом грандиозная цифра отражает почти исключительно счетные эффекты, смену методики, доучет серых доходов. Но не настоящее положение дел.
Так что вынужден огорчить читателя. Ничего особенно хорошего в российской социальной политике не произошло, поворота не случилось. Да, собственно, каждый это может почувствовать на своем кармане. Доверяйте своим ощущениями. В отличие от некоторых госорганов, они не лгут.