Практически одновременно ПАО "Сбербанк" инициировало банкротство трех петербургских компаний — АО "Научно–производственное предприятие "Биотехпрогресс", АО "Ленводоканалпроект" (ЛВКП) и ООО "Научно–производственное объединение "Биотехпро", которых, как следует из открытых данных, объединяет конечный бенефициар Сергей Петров. А также кредит в Сбербанке. Именно этот заем дал повод кредитному учреждению к обращению в арбитраж.
В последнее время, по оценкам экспертов, взаимосвязанное банкротство аффилированных лиц достаточно распространено. Адвокат юридической компании "Интеллект–С" Сергей Гуляев объясняет этот процесс существующей сегодня моделью бизнеса: "Внутри группы компаний распределены функции: на одной сосредоточены активы, другая ведет операционную деятельность всей группы".
Как следует из картотеки арбитражных дел, в декабре 2015 года Сбербанк открыл "Биотехпрогрессу" мультивалютную кредитную линию на торговые операции в рамках текущей деятельности компании в размере 4,5 млн евро. Срок погашения займа истекал в декабре 2018 года. В феврале 2016 года банк в рамках этого договора сделал платеж в пользу SIA Baltic Technology Project (Латвия), которая специализируется на проектировании, производстве и обслуживании оборудования для сточных вод. Поручителями по этому кредиту выступили "Биотехпро" и ЛВКП.
Кроме того, банк получил в качестве залога от компаний недвижимость, землю и транспорт. Однако расплатиться основной заемщик со Сбербанком в установленный срок не смог, что и привело к судебным тяжбам.
Банкротить всех!
В банкротном процессе "Биотехпрогресса", основного заемщика, банк взыскивает 330 млн рублей, однако пока его заявление не рассмотрено по существу. Зато кредитное учреждение добилось введения наблюдения в "Биотехпро", которому предъявило к оплате 334 млн рублей. Требование Сбербанка обеспечено залогом: "Биотехпро" под кредит передало промышленные здания и два участка земли (залоговая стоимость имущества — около 29 млн рублей). Правда, определение о введении наблюдения сейчас обжалуется в апелляции.
А вот в деле ЛВКП, к которому у банка претензии на 330 млн рублей, ситуация оказалось иной: арбитраж отказался вводить наблюдение в компании и оставил заявление Сбербанка без рассмотрения. Как следует из определения суда, кредитное учреждение обратилось в суд через 2,5 месяца после предъявления своего требования о погашении задолженности. По закону же, кредитор должен выдержать трехмесячный срок.
Тенденция банкротства группы взаимосвязанных компаний, как отмечает Сергей Гуляев, будет сохраняться, поскольку предоставление группового поручительства за основного должника является обычным явлением для текущей экономической ситуации.
Севастополь не дался
Самым крупным из трех предприятий является "Биотехпрогресс", выручка которого по итогам 2018 года, по СПАРК, — почти 3,5 млрд рублей. Компания в качестве основного вида деятельности указывает научные исследования и разработки в области естественных и технических наук. Вместе с тем она достаточно активно участвует в госзакупках, среди ее заказчиков — ПАО "НК "Роснефть", ГУП "ТЭК СПб" и АО "Концерн Росэнергоатом".
Так, в 2017 году "Биотехпрогресс" выиграл конкурс на строительство канализационных очистительных сооружений "Южные" (Севастополь). С компанией был заключен госконтракт стоимостью 6,85 млрд рублей. Однако весной этого года контракт был расторгнут. К "Биотехпрогрессу" были претензии по срокам работ и качеству. Поэтому заказчик, ГКУ Севастополя "Управление по эксплуатации объектов городского хозяйства", внес петербургское предприятие в реестр недобросовестных поставщиков, что закрывает компании доступ к участию в госзакупках. При этом "Биотехпрогресс" получил аванс 2,055 млрд рублей, но стоимость фактически выполненных подрядчиком работ оценивается в 122,2 млн рублей. Не исключено, что заказчик может обратиться в арбитраж с иском к "Биотехпрогрессу".
Крым их
Крымская история "Биотехпрогресса" вполне укладывается в наметившуюся сегодня тенденцию: конкурсы, объявляемые госструктурами Республики Крым, привлекают бизнесменов из других регионов. Так, Светлана Гузь, управляющий партнер юридической компании Legal to business, отмечает, что если в 2017 году поставщики из других субъектов федерации выиграли 40% крымских госконтрактов, то сейчас этот показатель достиг 66%. Кроме того, она обращает внимание на еще одну особенность: большинство заключаемых в республике контрактов находятся в сфере строительства и ремонта, в том числе дорожного — 67%.
"Зачастую решающим фактором при определении победителя тендера является предложение наименьшей цены контракта. В связи с этим распространенными причинами споров в рассматриваемой сфере являются ненадлежащее качество выполненных работ и нарушение сроков их выполнения", — резюмирует Светлана Гузь.